г. Шумерля Чувашской Республики

Методические рекомендации по действиям персонала при поступлении по телефону сообщения об угрозе терроризма

В связи с тем, что основным способом передачи угроз является теле­фонная связь, представляется необходимым более подробно раскрыть органи­зацию и тактику действий персонала в этих ситуациях.

При получении сообщения о возможном террористическом акте, необходимо зафиксировать характер телефонной связи (из автома­та или телефона в помещении, с местного или междугороднего (международ­ного) телефона и ее длительность, если имеется «АОН» - номер телефона). Для возможной идентификации личности преступника по голосу необходимо обеспечить запись со­общения, которая имеет большое значение на первоначальных этапах раскрытия преступле­ния.

Именно ре­чевые особенности преступников позволяют выдвинуть версии, направлен­ные на установление личности звонившего и возможные мотивы его (ее) действий. О реальности самой угрозы взрыва можно судить во многом по содер­жанию поступившего сообщения. Поэтому в плане выработки контрмер не­обходимо регулярно инструктировать личный состав органов внутренних дел, прежде всего сотрудников дежурных частей о правилах ведения таких пере­говоров. Следует разъяснять, что спокойное принятие сообщения и соответствующая постановка ряда вопросов позволяет получить от сообщающего о возможно предстоящем акте терроризма дополнительную информацию.

Сотрудник, принявший вызов, в ходе общения должен запомнить (записать) характеристику собеседника:

- национальность, территориальный диалект, регион длительного про­живания или рождения звонившего;

- наиболее часто употребляемые слова, идиоматические выражения, ха­рактерные междометия, словесные стереотипы, иностранные фразы, руга­тельства, профессиональные выражения; манеру обращения, что указывает на профессиональную и иную социальную принадлежность;

- возможное криминальное прошлое, выражающееся в употреблении жаргонных выражений, кличек, стиля «приблатненной» подачи текста, спе­цифических клятв и заверений, угроз, нецензурной лексики;

- психологические особенности, интеллектуальный, волевой, эмоцио­нальный настрой, степень агрессивности, склонность к разумным решениям и компромиссам.

Речь бывает спокойной, агрессивной, грубой, возбужден­ной, медленной, быстрой, мягкой, громкой, тихой, веселой, искаженной, бес­связной, путаной, с акцентом, хорошо поставленной, свидетельствующей о степени образования. Голос мо­жет быть нечетким, носовым, хриплым, шепелявым, глубоким, резким, с по­кашливанием, с глубоким дыханием, вызывать какие-либо ассоциации.

Содержание разговора позволяет сделать выводы о том, что это - сообщение психически ненормального человека; что оно передается с магнитофона; что сообщающему угрожают насилием; что сообщение представляет собой розыгрыш (шутку) и т.д.

Имеет большое значение оценка обстановки вокруг собеседника:

- шум улицы, голоса других лиц, музыка, звуки помещения офиса (стук пишущей машинки, шум принтера, телефонные звонки, разговор персонала);

-  производственный шум предприятия (гул станков, моторов, конвейе­ра);

-  бытовые звуки (работа телевизора, звуки, издаваемые животными);

- отсутствие посторонних звуков.

Целесообразно удерживать злоумышленника на линии как можно дольше, для чего попросить о повторном сообщении. Если позвонивший не называет точное место взрыва, то его необходимо об этом спросить, при этом, «террористу» необходимо указать, что на месте предполагаемого взрыва находится много людей, и взрыв может привести не только к глобальным разрушениям, но и к многочисленным жертвам.

После получения сообщения об угрозе совершения акта необходимо незамедлительно доложить о поступившем сообщении своему руководству, дежурным по органу внутренних дел и территориальному органу безопасности.