О нормах предоставления жилых помещений, в рамках переселения граждан из аварийного жилищного фонда

По итогам анализа наиболее типичных обращений граждан в 2019 г., в рамках оказания бесплатной юридической помощи, выяснилось, что большинство граждан обращались с вопросами, касающимися сферы жилищного законодательства.

Суть данных обращений сводилась к неверному трактованию норм жилищного законодательства гражданами. А именно, в рамках Республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики на 2013 -2017 годы», граждане получали жилые помещения, но считали, что жилые помещения, предоставляемые, в рамках данной программы, должны быть равнозначны ранее занимаемым жилым помещениями не только по общей площади, но и по жилой площади так же. Данная правовая позиция противоречит нормам жилищного законодательства. На основании комментарий к статье 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, гражданам предоставляется другое благоустроенное помещение по договору социального найма в связи с выселением, которое равнозначно по общей площади, ранее занимаемому нанимателем жилому помещению. В Определении Конституционного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 928-О, Определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. № 2126-О, Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. № 1847-О изложено, что жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначно по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. А согласно статьи 125 Конституции РФ, только Конституционный Суд Российской Федерации, выносит официальные решения, имеющие общеобязательные значения. Поэтому его постановления являются окончательными, не могут быть пересмотрены другими органами или преодолены путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта, а также обязывают всех правоприменителей, включая другие суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации. На основании статьи 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Согласно Правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 03 ноября 2009 г. № 1368-О-О, Верховного Суда Российской Федерации в «Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года» (Бюллетень Верховного Суда РФ». 2006. N 5), Разъяснений Прокуратуры Чувашской Республики по вопросу предоставления жилых помещений гражданам, переселяемых из аварийного жилищного фонда от 27 сентября  2013 г. № 71-43-2013, внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из жилых помещений, которые признаны непригодными для проживания, обуславливает в свою очередь, исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Нет сомнений, что такой подход является правильным, поскольку жилое помещение гражданам в рассматриваемом случае предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома. Именно поэтому предоставляемое жилое помещение предоставляется без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий.

Изложенная выше правовая позиция была разъяснена гражданам, со ссылками на нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие данные правоотношения.