Поздравляем шумерлинского писателя, художника Александра Михайловича Будникова с выходом сборника «Ямщина»

Поздравляем шумерлинского писателя, художника Александра Михайловича Будникова с выходом сборника «Ямщина»

Сотрудники городской центральной библиотеки им. Г. Айги города Шумерля поздравляют писателя, художника Александра Михайловича Будникова с выходом сборника «Ямщина».

Предлагаемые вниманию читателя рассказы и повести писателя и художника Александра Будникова в основе своей глубоко реалистичны, хотя некоторые из них имеют налет веселой безудержной фантазии и небывальщины. Они написаны живым исконно русским языком, что в сегодняшней литературе встречается не так уж и часто. Буйное озорство и безудержная фантазия делают героев книги Александра Будникова эдакими Дон-кихотами российской провинции, помогают им выжить в суровых реалиях, казалось бы, беспросветной и бестолковой народной жизни. Живой, исконно русский средневолжский говор автора придает книге неповторимый искрометный характер.

Несмотря на то что, начиная с середины 1980-х годов, многие его рассказы и повести печатались в республиканских и общероссийских литературных газетах, журналах и альманахах, данное издание – первая книга прозы Александра Будникова. При этом рассказы «Печник», «Призывник», «Интервью» и повесть «Ямщина» печатаются впервые.

В послесловии к книге «Святые и грешники Александра Будникова» известный критик и публицист Атнер Хузангай пишет: «Персонажи Будникова – жители заброшенных деревушек и провинциальных городков, бараков и общаг. Эхо войны отзывается в ряде текстов писателя. Его герои прошли через ее горнило, воевали, некоторые попадали в плен, а после освобождения уже мотали срок в советских лагерях… Но при всей их неприкаянности, неустроенности их жизни, они не теряют внутреннего оптимизма и стойко переносят все невзгоды и могут как-то подбадривать друг друга. Есть среди персонажей и уголовные элементы… Подобные люди пребывают в скверне и используют «самый гнусный способ управления демосом» насилие. Но им противостоят светлые образы. Самсону – тихая, смиренная Ксана, Глуне – настоящий герой войны Яков Мельников со своей любовью в Любе».

Александр Будников не только писатель, но и художник. Поэтому в его произведениях отлично описывается среда и творческой интеллигенции, и быт художественной богемы. Церковнославянизмы, архаизмы, диалектизмы, просторечие придают повествованию автора «многокрасочность» и «особую выразительность». Оттого и герои кажутся такими живыми и знакомыми.

(В оформлении обложки книги использованы рисунок А. Мухина-Чебоксарского «Портрет Будникова» и картина «Дом с синими наличниками» А.П. Рыбкина (2010). Будников, А. М. Ямщина: рассказы и повести / А. М. Будников. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2019. – 447 с.).

СПРАВОЧНО

Александр Михайлович родился в с. Медяна Пильнинского района Нижегородской области 8 ноября 1947 года. 1957 - 1958 годы провел в поселке Тимошбор на Печере. С 1959 г. живет в г. Шумерля. Учился в Чебоксарском художественном училище, окончил художественно-графический факультет Чувашского педагогического института. Член Союза писателей России и Союза художников России. Состоит в Шумерлинском Обществе художников.

Литературную деятельность начинал как поэт, посещал литобъединение «Сура», которое вел шумерлинский прозаик Михаил Демидов. В становлении творческой судьбы А. Будникова принимали участие Раиса Сарби, Аристарх Дмитриев, Валентина Ильина, Зоя Романова, Атнер Хузангай, Борис Чиндыков, Валентин Шишкин, Павел Егоров, Хведер Агивер, Ирина Митта, Маргарита Кириллова, Виктор Комаров, Вячеслав Шугаев, Марина Палей, Татьяна Иноземцева, Андрей Воронцов. После нескольких публикаций прозы и интервью на центральном телевидении в 1988 году А. Будникову предложили свои услуги два московских издательства, но вскоре вернули рукописи книг: в стране бушевала «перестройка» и издательства «изменили взгляды». В прозе от подражания кому-либо весьма далек, но все же следует классическим образцам 19 века. К модерну отнюдь не склонен и в Москве печатается с большим трудом. В 1987 г. сочинил драму «Место на земле», но издать или поставить ее не смог. В 2001 г. опубликовал малым тиражом научный труд «Дополнение к небесной механике». Основная профессия – художник; четверть века преподавал в художественной школе. Знаменитая критик Алла Марченко подробно разобрала в обзорной статье его рассказ «Мамонт» в журнале «Литературная учеба».



05 декабря 2019
11:19
2019 год
Поделиться