г. Шумерля Чувашской Республики

Молодой книжный дизайнер Мария Кошелева представила макет своей книги «АЙГИ»

Молодой книжный дизайнер Мария Кошелева представила макет своей книги «АЙГИ»

Накануне дня рождения народного поэта Чуваши Геннадия Айги в центральной библиотеке города Шумерля, носящей его имя, состоялся круглый стол, на котором Мария Кошелева представила макет своей книги «АЙГИ». Проект состоит из 7 миниатюрных стихотворных сборников и большой книги о контексте, в котором жил и работал поэт. Книга содержит 7 глав, посвященных поэтическим циклам и соответственным периодам жизни поэта.

«Моя работа – попытка заглянуть в мастерскую художника слова, окунуться  с одной стороны в бурную жизнь подпольного искусства 60-х, с другой – в тихую сосредоточенную работу поэта над собой и над словом. Моей целью было отразить богатую дружбой и связями с художниками, музыкантами и литераторами со всего мира жизнь Айги, которая удивительным образом переплавилась в тихую и минималистичную поэзию, будто существующую в другой, параллельной нашему миру, вселенной», - поделилась с читателями библиотеки Мария.

Ученики гимназии №8 вместе со своим учителем З.В. Шурыгиной неоднократно принимали участие в мероприятиях, посвященных поэту, которые проводились в библиотеке. Среди них была и Маша. В журнале «ЛИК» была опубликована её статья «Айги - переводчик». С тех пор прошло десять лет.

Вот что рассказала Мария о своей дальнейшей учебе. «После школы поступила на журфак МГУ. В этом вузе работает один из знаменитых айгистов - Владимир Иванович Новиков. И я подумала, что это судьба. Долго не думая, решила, что курсовые темы буду выбирать по теме Айги. В итоге эта тема у меня переросла в дипломную работу, в которой я сопоставляла творчество Айги и Малевича. Малевич, оказывается, повлиял на творчество Айги: в его поэзии нашли отражения образы Малевича. Эти стихи я и разбирала. Я не стала ни журналистом, и ни литературным критиком. Жизнь окунула меня в сферу дизайна. Я продолжила образование в Высшей школе экономики. Там несколько лет назад открылась школа книжного дизайна. У нас в России для этого богатая база. Много профессионалов международного уровня. Один из них - Евгений Корнеев. Я отучилась у него 2 года. Оформляла разные книги, за это время было оформлено несколько книг, но мы занимались и подбором материала, то есть была частичная редакторская работа. Настало время диплома. Я решила далеко не ходить, потому что у меня были уже все материалы по Айги. Моей задачей было составить книгу и её оформить. Первая задача, конечно - дизайнерская. Нужно было придумать облик книги. Но в итоге, конечно, работа была и редакторской тоже, потому что из всего огромного объема информации, которая у нас есть по Айги, нужно было понять, что конкретно брать, как организовать. Дизайнерская комиссия в большинстве состояла из людей, которые, естественно, ничего не знали про Айги. Для них он был открытием. Им больше знаком Алексей, сын Геннадия Николаевича, композитор. Осенью планируется выставка дипломных проектов в московской галерее промграфики. Я решила отдельно выделить контекст его жизни, общения с соратниками, письма и т. д. А сами стихи я вынесу в отдельные стихотворные сборники, тоненькие тетрадочки, которые можно как раз-таки изолированно открывать тогда, когда тебе нужно, погружаться в них полностью, не отвлекаться ни на что вокруг. Сам объект я хотела сделать изящным, чтобы подчеркнуть, что стихи – это тонкая материя. Эти сборники будут храниться в тканевом чехле книги, который огибает и саму книгу. Большая книга – основной объект. В ней нет отдельно вынесенных стихотворений, это книга про контекст. Семь глав посвящены его семи стихотворным сборникам. В данном случае я опиралась на собрание сочинений, в котором тоже семь частей. У меня получились семь временных периодов его жизни. В каждом разделе встречаются одни и те же типы материалов: интервью, которое он дает, эссе – его прозаические тексты, воспоминания о нём, критические статьи и письма. Моя задача была - дать художественный облик книги и задать графический ритм. Соответственно, каждый раздел начинается с тишины, паузы. Тут мы видим название раздела и временной период, который его охватывает. Даже само перечисление стихотворений Айги звучит, как стих. Они настолько образны. В разделе «эссе» на черных страницах встречаются фотографии поэта. Из них  складывается портрет поэта от юности до зрелости. Выбор шрифтов – важная часть нашей профессии.

Воспоминания я решила дать хроникой. Наверху идет личная жизнь и хроника жизни страны. Критика тоже довольно свободно сверстана. Обычно это сложный материал, его надо воспринимать сконцентрировано.

Все стихотворения вынесены в отдельную колонку, в перекрест основной. В конце критики сноски и примечания. Материал заканчивается письмами, которые свободно набраны. Голос Айги звучит отдельным шрифтом. Звучит как отдельный голос. Идет подборка картин друзей, стихи им посвященные. Я составила пока сигнальный экземпляр».

Вопрос издания открыт. Поклонники творчества Геннадия Айги с нетерпением ждут выхода книги Марии Кошелевой.

Уважаемые, читатели, подробную информацию о книге вы можете найти на ссылке:

  1. ссылка на проект на сайте Школы дизайна: https://portfolio.hse.ru/project/90108
  2. видео о проекте: https://vimeo.com/432231817​​​​​​​



13 августа 2020
11:07
2020 год
Поделиться