г. Шумерля Чувашской Республики

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов

РЕКОМЕНДАЦИИ

по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов на выборах

в органы местного самоуправления в Чувашской Республике

 

Порядок выдвижения и регистрации кандидатов на выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике регулируется статьями 32 - 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон), статьями 19 - 24 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» (далее – Закон), а также Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденными постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 г. № 235/1486-6 и Методическими рекомендациями по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением ЦИК России 9 июня 2021 г. № 9/75-8.

 

  1. Общие положения

 

1.1. В соответствии со статьей 19 Закона граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с федеральным законодательством и Законом.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с Федеральным законом право участвовать в выборах в органы местного самоуправления.

Кандидат на одних и тех же выборах может дать согласие баллотироваться только одному избирательному объединению.

1.2. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» выдвижение кандидатов политической партией осуществляется на съезде, конференции, ином мероприятии политической партии либо ее структурного подразделения в соответствии с уставом политической партии. Решение о выдвижении принимается тайным голосованием. О проведении мероприятия, связанного с выдвижением кандидатов, политическая партия обязана заблаговременно известить избирательную комиссию соответствующего уровня, а также уполномоченный орган (Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике) и допустить ее представителей на данное мероприятие.

Политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.

Согласно пункту 2 статьи 35 Федерального закона выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов размещает на своих официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» список политических партий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, а также иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике, по состоянию на день официального опубликования решения о назначении выборов. а также в этот же срок направляют его в избирательную комиссию, организующую выборы.

1.3. В соответствии со статьей 22 Закона избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором указываются номер (наименование) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат. При этом документы о выдвижении представляются в избирательную комиссию, организующую выборы, уполномоченным представителем избирательного объединения.

Список кандидатов по одномандатным избирательным округам, выдвинутый избирательным объединением, подлежит заверению в порядке, установленном пунктом 3 статьи 22 Закона.

1.4. Выдвижение кандидатов начинается со дня опубликования решения о назначении выборов и заканчивается за 40 дней до дня голосования в 18 часов по местному времени.

 

  1. Организация приема и проверки документов, представленных кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений

 

2.1. В соответствии с пунктом 18 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия, регистрирующая кандидата, обязана проверить соблюдение порядка выдвижения кандидата, в том числе сведения, указанные в документах о выдвижении.

В целях организации приема и проверки документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия, организующая выборы, может создать рабочую группу по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, из членов комиссии с правом решающего голоса.

2.2. В период избирательной кампании избирательная комиссия, организующая выборы, устанавливает график работы, предусматривающий часы работы с учетом местных условий. Указанный график должен быть размещен на информационном стенде и на сайте соответствующей избирательной комиссии.

2.3. По согласованию с кандидатами, уполномоченными представителями избирательного объединения, рекомендуется предварительно определять конкретную дату и время представления в избирательную комиссию документов.

2.4. В день истечения срока, в который в избирательные комиссии могут быть поданы документы избирательная комиссия обязана организовать работу по приему документов до 18.00 по местному времени.

При этом кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, явившийся в избирательную комиссию в последний день установленного законом срока до 18.00, считается выполнившим требования закона о сроке сдачи документов. Избирательная комиссия обязана принять его документы.

 

  1. Порядок выдвижения кандидатов, списков кандидатов и представления документов в избирательную комиссию

 

3.1. Избирательная комиссия, считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные действующим законодательством после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения, за исключением случаев, указанных в абзаце третьем настоящего пункта.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении о согласии баллотироваться, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Если кандидат является иностранным агентом или кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться.

Кандидат, включенный в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, считается выдвинутым после предоставления в окружную избирательную комиссию документов, предусмотренных в пунктах 3.1 и 4 статьи 20 Закона.

3.2. Избирательное объединение обязано заблаговременно извещать избирательную комиссию, организующую выборы, а также уполномоченный орган (Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальный орган: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике) о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, списков кандидатов: не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположена избирательная комиссия, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами указанного населенного пункта (приложение № 1).

В случае неуведомления либо несвоевременного уведомления избирательным объединением избирательной комиссии о проведении мероприятий, связанных с выдвижением кандидатов, списков кандидатов, избирательная комиссия обязана известить Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике о несоблюдении данного требования Федерального закона.

Избирательная комиссия для присутствия на мероприятии может направить своего представителя – члена комиссии с правом решающего голоса. В случае, если выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществляется на региональном уровне, соответствующая избирательная комиссия вправе обратиться в Избирательную комиссию Чувашской Республики с просьбой направить своего представителя для контроля соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списков кандидатов на данном мероприятии.

Представитель избирательной комиссии при посещении мероприятия должен удостовериться, что мероприятие состоялось и голосование по выдвижению кандидатов, списка кандидатов осуществлялось тайно.

В ходе проведения мероприятий, по требованию присутствующих на данных мероприятиях представителей избирательных комиссий избирательное объединение обязано знакомить их с документами, которые связаны с созывом, организацией и проведением данных мероприятий и необходимы уполномоченным органам и избирательным комиссиям для реализации их полномочий (в том числе проверки избирательными комиссиями соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями требований законодательства Российской Федерации к выдвижению кандидатов (списков кандидатов) в депутаты представительных органов местного самоуправления, а также предоставлять копии указанных документов.

Представитель избирательной комиссии по результатам проведения мероприятия оформляет справку, с которой должны быть ознакомлены представители избирательного объединения. Указанная справка рассматривается рабочей группой в ходе подготовки проекта решения комиссии о заверении списка кандидатов, а также регистрации кандидатов.

3.3. Уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, документы, связанные с выдвижением кандидатов по одномандатным избирательным округам.

3.4. Избирательная комиссия, организующая выборы, в течение трех дней со дня приема документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Решение избирательной комиссии о заверении списка кандидатов с копией заверенного списка выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения (приложение № 2). Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу является основанием для исключения такого кандидата из представленного списка кандидатов до его заверения.

Выдвижение в одномандатном избирательном округе большего числа кандидатов, чем число депутатских мандатов, подлежащих замещению в этом избирательном округе, является основанием для исключения избирательной комиссией всех кандидатов, выдвинутых в данном избирательном округе, из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения.

3.5. Избирательная комиссия, организующая выборы, в течение трех дней со дня приема документов обязана принять решение о заверении списка кандидатов по единому избирательному округу либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован (приложение № 3). После заверения списка кандидатов его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, связанных с выбытием кандидатов. Отсутствие заявления кандидата баллотироваться по одномандатному избирательному округу или сведений, предусмотренных пунктом 1.7 статьи 38 Федерального закона и пунктами 3 и 4 статьи 20 Закона, является основанием для исключения такого кандидата из представленного списка кандидатов до его заверения.

Если избирательный округ образуется в соответствии с нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о доходах и имуществе, предусмотренные пунктом 4 статьи 20 Закона.

3.6. Ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирательную комиссию документов в отношении отдельного кандидата, не позволяющие достоверно определить гражданина, выдвинутого в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе, являются основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.

3.7. Документы, представляемые в избирательную комиссию, рекомендуется оформлять в соответствии с примерными формами, утвержденными Избирательной комиссией Чувашской Республики или организующей выборы комиссией. При изготовлении документов (заявлений) машинописным способом, подпись и дата проставления подписи выполняется рукописным способом.

3.8. Если уполномоченный представитель избирательного объединения представляет в одну избирательную комиссию, выполняющую полномочия нескольких избирательных комиссий, организующих выборы, документы, связанные как с выдвижением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, так и списка кандидатов по единому округу, документы, повторяющиеся в пунктах 3.4 и 3.5 представляются только один раз

3.9. После заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам выдвинутые кандидаты представляют в соответствующую избирательную комиссию документы, подтверждающие сведения, указанные в заявлении о согласии баллотироваться (например, копия паспорта (отдельных страниц паспорта) или иного документа, удостоверяющего личность кандидата и содержащего сведения о гражданстве и месте жительства (копия заверяется в соответствующей избирательной комиссии при наличии подлинного документа), заверенная копия документа о профессиональном образовании, заверенная копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, занимаемой должности), об исполнении депутатских полномочий на непостоянной основе; сведения о доходах и имуществе, предусмотренные пунктами 3.1 и 4 статьи 20 Закона. Если избирательный округ образуется в соответствии с нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения о доходах и имуществе, предусмотренные пунктом 4 статьи 20 Закона.

3.10. После приема документов о выдвижении кандидата, списка кандидатов оформляется подтверждение о принятии документов (приложение № 4). Подтверждение готовится незамедлительно в двух экземплярах, один из которых вручается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, а второй хранится в избирательной комиссии вместе с принятыми документами.

В подтверждении указываются наименование принятых документов и их объем (количество листов). Оно подписывается членом рабочей группы по приему документов и уполномоченным представителем избирательного объединения, кандидатом.

В случае выявления в представленных документах недостатков, уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат незамедлительно извещается о выявленных недостатках. Это позволяет уполномоченному представителю избирательного объединения, кандидату либо устранить все выявленные недостатки незамедлительно, либо, устранив все недостатки, представить пакет документов повторно в пределах периода выдвижения.

Документы, указанные в пунктах 3, 3.1 и 4 статьи 20 Закона, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов, а также кроме случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 22 Закона) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 3, 3.1 и 4 статьи 20 Закона, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом.

3.11. Ответственность за представление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представленных документов требованиям закона несет кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения.

 

  1. Поддержка выдвижения кандидатов, списков кандидатов

 

4.1. Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Чувашской Республике является поддержка выдвижения избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Кандидат также обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, прекратить статус иностранного агента.

            4.2. На выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Чувашской Республике выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением кандидата по одномандатному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей в случаях:

‑ федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу;

‑ если список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по единому избирательному округу;

‑ если в этот представительный орган муниципального образования по результатам последних выборов был избран хотя бы один депутат, выдвинутый данной политической партией (в том числе в составе списка кандидатов).

4.3. Список политических партий, регистрация кандидатов, списков кандидатов которых осуществляется без сбора подписей, определяется Избирательной комиссией Чувашской Республики в соответствии со статьей 35.1 Федерального закона и размещается в сети Интернет.

            4.4. Регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, не подпадающим под действие пункта 4.2, а также кандидатов, выдвинутых в порядке самовыдвижения, осуществляется на основании сбора подписей избирателей в их поддержку.

4.5. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов.

4.6. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, но не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата необходимо представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей может превышать количество подписей, необходимых для регистрации, не более чем на 4.

4.7. Подписные листы для сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов изготавливаются кандидатами, избирательным объединением соответственно по формам согласно приложениям 8 и 7.1 к Федеральному закону. В случае создания кандидатом избирательного фонда изготовление подписных листов оплачивается за счет средств избирательного фонда. Формат бланка подписного листа определяется инициаторами выдвижения кандидата самостоятельно. Рекомендуемый формат подписного листа – А4 (стандартный лист).

На основании форм подписных листов, установленных приложениями 7.1 и 8 к Федеральному закону, избирательная комиссия, организующая выборы утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования должности выборного должностного лица, наименования представительного органа муниципального образования, наименования муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

4.8. Подписной лист изготавливается для заполнения только с одной стороны и должен содержать пять строк для проставления подписей избирателей.

4.9. Подписи могут собираться только среди граждан, достигших 18 лет на день голосования и обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение.

4.10. Собирать подписи может любой дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста на момент сбора подписей.

Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей избирателей. Эта работа может быть оплачена только за счет средств избирательного фонда кандидата. Лицо, собирающие подписи избирателей, может осуществлять сбор подписей на безвозмездной основе.

4.11. Избиратель ставит свою подпись и дату ее внесения в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателях, кроме фамилии, имени, отчества, подписей и дат их внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Указанные данные вносятся рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается.

Избиратель вправе ставить подпись в поддержку любого кандидата, списка кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.

4.12. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата по одномандатному избирательному округу должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.

4.13. Если в подписном листе содержатся исправления и помарки, их необходимо оговорить при составлении подписного листа и заверить подписью сборщика подписи или избирателя. Исправления в дате внесения подписи избирателя оговариваются только избирателем. Исключение (вычеркивание) подписей избирателей в подписных листах должно быть специально отмечено инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию.

4.14. Запрещается при сборе подписей использовать преимущества должностного или служебного положения.

4.15. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесенные подписи, не допускаются. Сбор подписей запрещается на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи. Нарушение данных требований в соответствии с пунктом 6 статьи 37 Федерального закона является основанием для признания подписей недействительными.

 

  1. Порядок проверки достоверности подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов

 

5.1. Избирательная комиссия, регистрирующая кандидатов, обязана проверить достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. По решению избирательной комиссии для проведения проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса с привлечением специалистов-экспертов государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомости проверки подписных листов или ином документе.

5.2. Пронумерованные и сброшюрованные (не более 100 листов в одной папке) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18.00 часов. Вместе с подписными листами представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде.

Пронумерованная и сброшюрованная папка с подписными листами должна иметь заверительную запись.

 

Например: ___________________________________________________________________________

 

 «В папке прошнуровано и пронумеровано ___________________________ листов,

                                                                                                   (цифрами и прописью)

содержащих _________________ подписей избирателей в поддержку кандидата

                      (цифрами и прописью)

в депутаты Ивановского районного Собрания депутатов Иванова Ивана Ивановича

___________________________________________________________________________

 

5.3. При приеме подписных листов избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и затем выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием общего числа подписных листов, общего числа подписей избирателей на всех подписных листах, даты и времени их приема (приложение № 5). Копия данного подтверждения с подписью о его получении остается в избирательной комиссии.

5.4. Проверке подлежат все представленные подписи (если необходимое для регистрации количество подписей не превышает 200 подписей), либо часть подписей, но не менее 20 % от необходимого для регистрации количества подписей. Отбор подписей для проверки осуществляется по результатам случайной выборки (жребия). Проведение случайной выборки осуществляется в соответствии с разделом 2.3. Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК России от 9 июня 2021 г. № 9/75-8.

5.5. О дате, времени и месте проведения проверки подписных листов, собранных в поддержку каждого из кандидатов, избирательная комиссия должна своевременно известить всех кандидатов или уполномоченных представителей избирательного объединения. Избирательной комиссии рекомендуется сообщать кандидатам о дате, времени и месте проведения проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, при приеме подписных листов в подтверждении о приеме подписных листов с проставлением подписи о получении сообщения на экземпляре избирательной комиссии либо иным способом, позволяющим доказать факт извещения и времени и месте проверки.

5.6. При проведении проверки подписей вправе присутствовать все кандидаты, представившие установленное количество подписей избирателей, их уполномоченные представители и доверенные лица, а также уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

Пунктом 3.1 статьи 38 Федерального закона предусмотрено обязательное использование Регистра избирателей при проверке достоверности подписей избирателей в подписных листах при проведении выборов депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа. В случае выявления расхождений в персональных данных граждан, содержащихся в подписном листе и в Регистре, составляется запрос в территориальный орган Управления по вопросам миграции МВД России по Чувашской Республике. Официальный ответ на отправленный запрос учитывается в ходе проверки, если подтверждается недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной.

При проверке подписных листов может использоваться специальное программное обеспечение, формирующее на основании оцифрованных записей, содержащихся в подписном листе, автоматизированные запросы к Регистру, а также формирующее группы схожих почерков для дальнейшего анализа экспертами.

По окончании рабочего дня помещение либо шкафы (сейфы), где хранятся подписные листы и иные связанные с ними документы, должны быть опечатаны. При опечатывании и снятии печати могут присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей.

Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений. По результатам проверки подпись может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

5.7. В случае если все подписи избирателей были собраны кандидатом в поддержку своей кандидатуры самостоятельно, то в подписном листе должны быть указаны предусмотренные Федеральным законом сведения с проставлением подписи как кандидата и как лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию, если это ими специально отмечено. При этом допускается проставление любой отметки, позволяющей установить инициатора выдвижения кандидата, произведшего исключение (вычеркивание) подписи избирателя.

5.8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.

5.9. Основания признания подписей избирателей недействительными установлены пунктом 14 статьи 24 Закона и отражаются в таблице кодов нарушений, прилагаемой к ведомости проверки подписных листов (приложения №№ 6, 7).

Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недействительной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.

Неточное указание в подписном листе наименования должности выборного должностного лица, наименования представительного органа муниципального образования, наименования муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с пунктом 8.1 статьи 37 Федерального закона и пунктом 1.1 статьи 23 Закона избирательной комиссией, организующей выборы, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.

5.10. Результаты проверки подписных листов заносятся в ведомость проверки достоверности подписей избирателей, в которой указываются основания (причины) признания подписей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа, строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата, на основании суммирования данных, содержащихся в ведомости, составляется итоговый протокол, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения (приложение 8). Итоговый протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии. Копия итогового протокола не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.

5.11. Если по завершении проверки количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, списка кандидатов либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило десять и более процентов от общего количества проверенных подписей, то по запросу кандидата ему одновременно с копией итогового протокола выдаются заверенные копии ведомости проверки подписных листов и официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными.

5.12. Подписные листы и приложенные к ним документы, включая результаты проверки, хранятся в специально оборудованных помещениях в делах соответствующей избирательной комиссии не менее одного года и уничтожаются в установленном порядке по истечении сроков хранения. Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя избирательной комиссии.

5.13. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

 

  1. Регистрация кандидатов, списка кандидатов

 

6.1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется при наличии документов, указанных в пункте 1.7 статьи 38 Федерального закона, пунктах 3, 3.1 и 4 статьи 20 Закона, иных документов, предусмотренных Законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов либо при наличии решения политической партии, его регионального отделения или иного структурного подразделения, на которую распространяется действие пунктов 2-4 статьи 22.2 Закона (без сбора подписей). По итогам проведенной проверки соответствия порядка выдвижения кандидата, а также достоверности данных, содержащихся в подписных листах, требованиям Закона избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.

Избирательная комиссия проверяет соблюдение кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшим список кандидатов, требований статьи 38 Закона о создании избирательных фондов.

На выборах депутатов представительных органов при числе избирателей в избирательном округе не более 5 тысяч создание кандидатом избирательного фонда не обязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.

6.2. Избирательная комиссия, организующая выборы, обязана организовать проверку сведений, представленных кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. В случае выявления недостоверности в представленных сведениях, избирательная комиссия доводит до сведения избирателей факты о выявленных недостоверностях в представленных сведениях в объеме, установленном избирательной комиссией.

6.3. Документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18.00 часов. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов для регистрации кандидата, списка кандидатов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации указанного кандидата, списка кандидатов.

6.4. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию, организующую выборы, для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и их регистрации предусмотрено Законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Извещение рекомендуется утверждать решением избирательной комиссии. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в представленных документах, какие документы оформлены с нарушением Закона, а также указаны сроки для устранения выявленных недостатков (приложение 9). Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения приглашается на заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов. Незамедлительно после заседания кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения вручается решение избирательной комиссии.

Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах) и представленные в соответствии с пунктами 3, 3.1 и 4 статьи 20 Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.

Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 3.1 статьи 20 Закона (сведения о кандидате), кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.

6.5. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные Законом, за исключением копий документов, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 20 Закона.

6.6. Если кандидат, избирательное объединение, извещенные избирательной комиссией о неполноте сведений о кандидате (кандидатах), отсутствии каких-либо документов или несоблюдении требований закона к оформлению документов не устранят указанные недостатки либо устранят их в неполном объеме, избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата, списка кандидатов либо исключает кандидата из списка кандидатов на основании подпунктов «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктов «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона.

Если избирательная комиссия не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках либо в соответствующем извещении не указаны конкретные недостатки в представленных документах, избирательная комиссия не вправе принимать решение в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

6.7. Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, установленные пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона, являются исчерпывающими.

6.8.  В случае непредставления в установленный законом срок ни одного из документов, предусмотренных для регистрации списка кандидатов, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидатов, включенных в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, утратившими статус кандидатов.

В случаях, предусмотренных пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 Федерального закона, в случае смерти кандидата, наступивших до его регистрации, либо в случае непредставления в установленный законом срок ни одного из предусмотренных законом документов, представление которых необходимо для регистрации кандидата, соответствующая избирательная комиссия принимает решение о признании кандидата, выдвинутого непосредственно, утратившим статус кандидата.

6.9. В случае появления судимости у зарегистрированного кандидата такой кандидат обязан не позднее 18 часов по местному времени дня, следующего за днем появления судимости, представить в зарегистрировавшую его избирательную комиссию сведения об указанной судимости в письменной форме. Сведения об указанной судимости кандидата могут быть представлены также лицами, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона вправе выступать от имени кандидата.