г. Шумерля Чувашской Республики

На пути к совершенству

Необходимость модернизации образования в современной школе ни у кого не вызывает сомнений. Школа перестает быть звеном и становится центром образовательной среды. С самого открытия гимназии педагогический коллектив находится в неустанном поиске. Идея реформирования образования всегда была близка нам, и мы были готовы к эксперименту. Собственно, реформирование — это открытие гимназических классов и создание кафедры интеграционных процессов, система интегрированных уроков по гуманитарному и естественнонаучному направлениям, учреждение научного общества учителей и учащихся «Интеграл» и еще многое другое. С 2000 года, подав заявку и пройдя отбор, мы включились в сеть федеральных экспериментальных площадок «Модель здоровьесберегающей школы», где поставили целью исследование возможности одновременной реализации двух взаимоисключающих задач — углубление и обогащение содержания образования и сохранение здоровья учащихся. В 2002 году гимназии был присвоен статус федеральной экспериментальной площадки. Это была первая крупная победа всего педагогического коллектива на таком уровне. Когда начался эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования, мы активно включились и в него. Эксперимент мы начали с двух первых и с двух десятых классов, которые имеют статус многопрофильных классов с динамическими группами. Этот сравнительно небольшой опыт помогает нам сегодня создавать профильную школу на старшей ступени среднего образования — как раз то, к чему призывают нас реформаторы от образования. Кроме того, мы выдержали конкурс и были отобраны на участие в проекте «Модернизация образования: перспективные разработки». Наша школа со своим проектным предложением достойно заявила о себе, оказавшись одной из трех школ в Чувашии, участвующих в этой работе. Выход на этот проект оказался логическим следствием работы кафедры интеграционных процессов в гимназии, т. к. наша заявка основывалась на интегрированном спецкурсе «Искусство перевода», в котором задействованы два предмета: литература и английский язык. В последнее время все новшества в образовании говорят о том, что будущее за интеграцией, потому что традиционные предметы уступают место дисциплинам надпредметным. Ведь именно такие формы организации учебно–познавательной деятельности, как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, а вместе с тем и метод проекта, интеграция предметов, обеспечат вариативность содержания образования в соответствии с индивидуальными потребностями ученика, сохранив при этом неизменной максимально допустимую нагрузку, вопреки прослеживающейся в последнее время тенденции все большей информатизации образования за счет увеличения количества школьных предметов и часов, выделяемых на их изучение. На состоявшемся в Москве семинаре по компетентностному подходу в современном образовании нам было предложено принять участие в международном тестировании, которое и состоялось в гимназии в мае текущего года. Конечно, это очень серьезное испытание для нас, т. к. отбор учеников 3, 9 классов проводился компьютером, а само тестирование проходило под руководством независимого эксперта из Москвы без участия наших учителей. Об итогах мы узнаем очень скоро. В октябре 2002 года гимназия приглашена в Москву на семинар по теме «Различные способы организации коммуникации учителей экспериментальных школ по обновлению образовательного процесса», который пройдет на базе научно–педагогического объединения «Школа самоопределения». На этом семинаре будут рассматриваться итоги тестирования учеников экспериментальных школ по международной методике определения качества образования «TIMS» и «PISA», что в переводе означает «Оценка образовательных достижений учащихся». Решиться на такой шаг было непросто. Это и большая ответственность, и риск, и страх оказаться не на должном уровне. Но мы понимаем, что стоять на месте нельзя, этот шаг продиктован велением времени, ответственностью перед учениками. Мы готовы к любому результату. Если уровень знаний наших учащихся окажется низким, это будет сигналом для нашего педагогического коллектива развернуть работу по поиску новых, более совершенных форм и методов преподавания. Если же результаты окажутся на должном уровне, это будет стимулом в дальнейшей работе, укрепит нашу уверенность в том, что мы на правильном пути. Разумеется, экспериментальная работа связана с затратами личного времени педагога, колоссальным трудом, постоянным самообразованием, шлифовкой собственного педагогического мастерства. Но в какой–то степени это окупается тем, что в школу идет бесплатная учебная литература, материалы для проведения контрольных срезов с большим количеством вариантов, обширного мониторинга. К тому же учителя–экспериментаторы имеют возможность бесплатно пройти курсовую переподготовку и повысить свой профессиональный уровень. Так, в прошлом учебном году 6 учителей нашей школы прошли бесплатное обучение в Москве и Красноярске, а двум учителям английского языка, которые успешно прошли конкурсный отбор, предстоит работа в проекте «Инновационная модель повышения квалификации учителя английского языка INSETT–nn» в течение полутора лет в Нижнем Новгороде. Курсы будут работать под эгидой Британского Совета, а проект имеет стратегическое значение для реформирования языкового образования в регионе, т. к. его модель основана на проектном подходе. Мы считаем, что модернизация образования очень своевременна, и удовлетворены тем, что Чувашия принимает в этом процессе очень активное участие. Мы счастливы, что причастны к этому большому делу. Любое нововведение сопряжено с определенными трудностями: материальными и моральными. Сложнее всего «сломать» стереотипы, заставить поверить в успех, найти союзников. Но у нас есть опора — наши ветераны, именно они стоят у истоков замечательных традиций гимназии, с них мы начинаем писать летопись: В. Р. Оферкина, В. В. Быкова, Т. З. Ворожейкина, В. М. Ефимова, А. М. Кадеева, Г. А. Комарова, Л. Д. Агафонова. У нас есть самое бесценное богатство — это наши учителя, трудолюбивые, творческие, целеустремленные. У нас есть тот неповторимый дух школы, который питает и вдохновляет. У нас, наконец, есть наши ученики, послушные и дерзкие, внимательные и любознательные, доставляющие и приятные хлопоты, и проблемы — но всегда самые любимые, неповторимые, которым, надеемся, также дорога гимназия. Вместе мы многое преодолеем... Ведь совершенству нет предела. В преддверии Дня учителя мы сердечно поздравляем педагогов нашей гимназии, всех образовательных учреждений города с праздником, желаем всем бодрости духа, воплощения новых творческих и жизненных замыслов. Желаем с честью нести великое звание Учителя, редчайший образец средоточения душевных и духовных свойств русского интеллигента.


03 октября 2002
00:00
Поделиться
;