РЕФОРМА ЖИЛИЩНО–КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
В последние годы в стране идут преобразования в жилищнокоммунальной сфере, направленные на комплексное решение проблемы перехода к ее устойчивому функционированию и развитию.
В соответствии с принятыми в начале реформы решениями высших органов государственной власти ведомственный жилой фонд, находящийся на содержании предприятий, и предприятия жилищнокоммунального хозяйства стали передаваться в муниципальную собственность. При этом количество переданных из федеральной собственности жилых домов, в том числе ветхих и аварийных, значительно превысило количество объектов, находящихся ранее в городской собственности.
С передачей в городскую собственность всего жилого фонда и коммунальных предприятий, главная забота по их содержанию легла на городскую администрацию, на городской бюджет.
Реформа жилищнокоммунального хозяйства предусматривает увеличение доли участия населения в содержании жилого фонда и коммунальных объектов, обеспечивающих его жизнедеятельность. Установлен федеральный стандарт оплаты населением расходов на жилищнокоммунальные услуги на 2002 и 2003 годы в размере 90%. Этот федеральный стандарт берётся в расчёт межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетом Чувашской Республики и, соответственно, между республиканским бюджетом и бюджетом нашего города. То есть, с этим увязано выделение федеральных трансфертов (дотаций) республике и трансфертов городу, поскольку город является дотационным.
При расчёте бюджетных дотаций производителям жилищнокоммунальных услуг уровень платежей населения к уровню затрат на жилищнокоммунальные услуги принимается в размере федерального стандарта 90%, из бюджета предусмотрено покрывать 10% затрат на жилищнокоммунальные услуги. Это приводит к поэтапному повышению платежей населения за жилищнокоммунальные услуги. Кроме того, ни коммунальные предприятия, ни городской бюджет уже не выдерживают энергетической нагрузки. Задолженность городских тепловых сетей за потреблённый природный газ составляет 7160,5 тыс. рублей, электроэнергию 2513,6 тыс. рублей. Задолженность «Водоканала» за электроэнергию составляет 2519,4 тыс. рублей.
Однако полностью перекладывать коммунальные услуги на плечи горожан никто не предусматривает. Продолжается государственная поддержка жилищнокоммунального хозяйства из бюджета. За 9 месяцев 2002 года совокупная стоимость коммунальных услуг по городу составила 56610,6 тыс. рублей. Из них население оплатило 24900,6 тыс. рублей или 44,0%. Средства бюджета на эти цели составили 17750,5 тыс. рублей или 31,4%, дефицит (никем не оплаченные коммунальные услуги) 13959,5 тыс. рублей или 24,6%.
Одновременно с повышением платежей на услуги ЖКХ в городе идёт социальная защита населения с низкими доходами. Из средств Фонда субвенций и субсидий республиканского бюджета предоставляется гражданам субсидия на оплату жилья и коммунальных услуг, определяемая исходя из численности граждан города, у которых плата за жилье и коммунальные услуги превышает 20% их совокупного дохода, а также граждан, имеющих совокупные доходы ниже установленного прожиточного минимума.
В 2001 году в отдел субсидий обратилось за помощью 3380 семей, и сумма выплаченных им бюджетных средств была 3207,3 тыс. рублей. За 9 месяцев 2002 года получили субсидии 2576 семей, и сумма им выплаченная 8966,0 тыс. рублей.
Почти в два раза увеличатся средства бюджета на государственную поддержку малообеспеченных граждан города при расчётах за жилищнокоммунальные услуги в 2003 году, сумма субсидий на эти цели заложена в республиканском бюджете и по нашему городу она составляет 23649,7 тыс. рублей.
Кроме субсидий семьям с низкими доходами, из бюджета направляются значительные средства на социальную защиту других категорий жителей города это на предоставление льгот по оплате жилищнокоммунальных услуг в соответствии с федеральными законами: ветеранам, инвалидам, чернобыльцам, реабилитированным, многодетным семьям. За 9 месяцев 2002 года получили эти льготы 8676 человек и сумма бюджетных средств по оплате жилья и коммунальных услуг по льготам составила 6801,0 тыс. рублей.
На поддержание жилищнокоммунальной сферы города ежегодно тратятся большие бюджетные средства, за 9 месяцев 2002 года из бюджета в эту отрасль муниципального хозяйства направлено 15836 тыс. рублей. Снизить расходы городского бюджета, не перекладывая их на население, позволяют проводимые мероприятия по ресурсосбережению, устранению непроизводительных расходов и потерь.
Значительный экономический эффект даёт работа по переводу котлов на природный газ. За счёт финансовой помощи городу из республиканского бюджета в объёме 4573,0 тыс. рублей переведены на газ котельные двухэтажной застройки, посёлка Палан, ведутся работы по переводу котельной посёлка Лесной. Перевод котельной двухэтажной застройки на газовое топливо дал экономический эффект за один отопительный сезон 589,5 тыс. рублей.
По программе ресурсосбережения на средства, полученные городом из республиканского бюджета по конкурсу проектов градостроительства, ведутся работы по реконструкции теплотрасс, замены водопроводных сетей, реконструкция очистных сооружений. Объём бюджетных финансовых вложений на эти цели составит 23430,0 тыс. рублей.
Комплексный подход к реформированию жилищнокоммунальной отрасли, выполнение работ по ресурсосбережению позволяют, как показывает практика, снижать затраты на производство услуг ЖКХ от 15 до 40%.