г. Шумерля Чувашской Республики

У «рембыттехники» своя тактика выживания

В дореформенные времена предприятия сферы обслуживания жили если не хорошо, то стабильно, государственная поддержка им была обеспечена. Был и спрос на услуги таких предприятий. Впрочем, почему был? Есть он и сейчас, только скорее потенциальный — всем нужно что–то починить, обновить, но не каждый имеет возможность заплатить, если стоимость работы высока. Особенно чувствует на себе такое «отклонение от курса» акционерное общество «Шумерлябыттехника», профиль работы которого не менялся за последние десятилетия. Кстати, Шумерлинская «Рембыттехника» одна из трех сохранившихся в республике (еще две функционируют в Чебоксарах и в Новочебоксарске); других «съели» либо долги за тепло и коммунальные услуги, либо они перестали существовать по иным причинам. Избегали участь последних шумерлинские бытовики всеми способами: работали по взаимозачету, брали натуроплатой, несколько лет назад решились сдавать свои площади в аренду, а 3 года назад — оборудовать собственную котельную, что позволило в два раза снизить расходы на тепло. Сегодня «Рембыттехника» своевременно рассчитывается по текущим платежам, но тяжелым грузом лежат долги прошлых лет, в которых доля долга за то же тепло весьма велика. Сдача в аренду большей части помещений приносит пусть небольшой, но доход, к тому же не ограничивает коллектив общества в рабочем пространстве: многие просторные помещения были рассчитаны на то, чтобы в них работали лишь по 1–2 работника. После прошедшего в 1995 году сокращения кадров все производственные подразделения разместились более компактно. Здесь функционируют часовая мастерская, цеха по обмотке электродвигателей, по изготовлению ритуальных товаров и по ремонту сложной бытовой техники. О том, как работает каждый из них, стоит сказать отдельно. Характер работы цеха по ремонту сложной бытовой техники сезонный, например, в холодное время года резко падают объемы услуг по ремонту холодильников. А что касается другой техники (стиральные машины, пылесосы), то многие, узнав стоимость запчастей, предпочитают не чинить старое, а поднакопить и приобрести что–то более современное или вовсе обойтись без этого. Такое отпугивание ценами вовсе не политика «Рембыттехники»: сама плата за услугу в общей стоимости ремонта составляет мизер, большая доля приходится на стоимость запчастей. Вот тут–то с их поставщиками насчет цены не поспоришь. Цех по изготовлению ритуальных товаров, хоть и имеет в городе конкурентов, является наиболее доходным, как бы цинично это ни звучало. «На коне» пока и часовая мастерская, где работают опытные, с большим стажем мастера. Вообще, почти весь сегодняшний коллектив «Рембыттехники» кадры старые, молодежь сюда приходит лишь на практику, а вот остаться работать — нет материальной заинтересованности. Заработная плата здесь одна из низких в городе, всего 700 рублей. Кстати, вопрос обучения кадров тоже стоит остро: появившаяся на рынке новая техника требует и квалифицированного ремонта в случае поломки. Но те люди, что уже не один десяток лет проработали с техникой прежних поколений, на новую переориентироваться либо не хотят, либо не могут. А ведь неплохо было бы иметь в городе (для «Рембыттехники» еще и в отсутствие конкуренции со стороны частников) цех по ремонту тех же импортных электрочайников, утюгов, фенов и прочей не слишком дешевой техники. Изменится ли ситуация в эту сторону, руководство ОАО «Шумерлябыттехника» сказать пока не может. Но условия, диктуемые временем, сбрасывать со счетов нельзя, если предприятие хочет не просто выживать, а стабильно функционировать и развиваться.


17 октября 2002
00:00
Поделиться
;