г. Шумерля Чувашской Республики

Реформы ЖКХ: новые экономические отношения через социально продуманную политику

Что нужно городу или предприятию для успешной работы и процветания? Низкие налоги, надежные партнеры, квалифицированные кадры? Не только! Как показала практика последних лет, существует прямая и очевидная зависимость между экономическими показателями производственной сферы города и реализуемой социальной политикой в отношении жителей. Шумерля, вступив в новый век, развивается уверенно, несмотря на то, что она со всей Чувашией идет по пути трудного реформирования. Путь развития города — путь формирования социально ориентированной экономики, которая обладала бы долгосрочным потенциалом динамического развития. И «человеческому» социальному фактору здесь отведена главная роль. Формирование долгосрочной инвестиционной привлекательности города идет через внедрение в экономику конкурентоспособных производств, новых технологий управления, через ориентирование на удовлетворение социальных и духовно–культурных потребностей населения. Сегодня, к сожалению, проблем в социальной сфере не меньше, чем достижений. Поэтому руководство города и практически всех предприятий и организаций приходит к пониманию, что во главу угла ставить только «прибыльность» нельзя. В нынешних условиях проведение социально продуманной политики — не благотворительность, а объективная необходимость. Исходя из этого сегодня и строится вся работа администрации города, предприятий, малого бизнеса. Путевки в санатории, диспансеризация в поликлиниках, субсидии на приобретение, строительство и оплату жилья, льготная кредитная линия молодежного жилищного строительства, стабильность выплат увеличивающихся пенсий, зарплат бюджетникам — это далеко не полный перечень социальной помощи и защиты населения города, оказываемых правительством нашей республики. Вместе с тем, понимая, насколько нелегко решаются социальные вопросы в условиях переходного периода, на помощь нам все еще приходит государство. Это касается прежде всего такой острой проблемы, как жилье и коммунальное хозяйство. Государственная помощь населению в виде субсидий на жилищное строительство или приобретение жилья ежегодно растет. Так, только за три года эта сумма увеличена почти в два раза — с 13,3 млн. руб. в 2000 году до 25,8 млн. руб. в 2002 году. Немалая поддержка республикой оказана городу и на развитие и модернизацию материальной базы жилищно–коммунального хозяйства. За последние два года город дополнительно получил шесть миллионов рублей из республиканского бюджета на газификацию котельных МУП «Гортеплосеть» и индивидуального жилого сектора, 0,9 млн. руб. — на совершенствование технологии подачи питьевой воды населению города. Эффект от этих мер составит 2,3 млн. руб. Сейчас заканчивается монтаж теплоузлов на основных ЦТП города, что позволит сэкономить 1,1 млн. руб. бюджетных средств в год ввиду совершенствования контроля и оптимизации взаиморасчетов за теплоэнергию. А от внедрения частотных преобразователей на подаче воды водоочистной станцией ПУ «Водоканал» до конца года ожидается получение 1,2 млн. руб. чистой прибыли. Ускоренными темпами заканчивается работа по технической модернизации теплотрасс с заменой на новые трубы с современным теплоизоляционным материалом из ППС, позволяющим до 75% сократить потери тепла в трассах. Эффект от этого мероприятия будет не только экономический (а он составит не менее 4,5 млн. руб. в год), но и социальный — заметно должно потеплеть в домах жителей города. Конечно, невозможно сразу за один год решить проблему замены всех теплотрасс в городе. Заменой были охвачены лишь несколько микрорайонов, питающихся теплом от котельных №№15, 6, 47, 1. Но начало работы есть, и результаты, по оценкам специалистов, будут существенны для города. Предполагаемое сокращение теплопотерь составит 75%, что равнозначно 4 млн. руб. в год. В настоящее время средств остро не хватает на быстрое разрешение всех проблем коммунального хозяйства. Концентрируя все интеллектуальные, финансовые средства, совершенствуя организационные методы управления, мы пытаемся и дальше решать наболевшие проблемы. И как никогда сегодня важно понимание всеми нами временного характера сложившихся проблем, поиска путей их разрешения через самые неадекватные методы и на деле получения реального эффекта от проводимых технических мероприятий. Принятие по инициативе правительства в муниципальную собственность ведомственного жилья и ряда объектов соцкультбыта, на содержание которых бюджетом ежегодно тратится до 13 млн. рублей, позволило освободить производственников от несения убытков по их содержанию. Направление высвобожденных средств на решение социальных проблем способствовало повышению средней зарплаты работающих, которая в городе за 9 месяцев 2002 года составила 2,1 тыс. руб. в месяц. Вместе с тем взять на себя функцию полного содержания всей «социалки» городскому (да и республиканскому) бюджету пока не под силу, т. к. почти в 3 раза в сравнении с 1990 годом сокращены его собственные налоговые доходы. Сокращение на 40–45% загрузки производственных мощностей и, как следствие, уменьшение валового промышленного продукта города «эхом» отразились на способности современного бюджета проводить достаточное финансирование социальной сферы города. Особенно страдает в этом отношении жилищно–коммунальное хозяйство. А состояние этой сферы экономики города очень сложное. Ныне каждое жилищно–коммунальное предприятие работает в напряженных условиях. И причин этому несколько. Высокозатратный механизм формирования тарифов наряду с многолетней неразвитостью конкурентности и слабостью стимулов по снижению издержек в сфере ЖКХ привели к высокой(почти 70–процентной) степени износа инженерных сетей, да и жилого фонда тоже. Отсутствие должного учета и оптимальных договорных отношений вели к относительно большим потерям энергии, воды и других ресурсов. Как само собой разумеющееся было отношение самого населения к коммунальному хозяйству, когда до 1995–1997 годов жители оплачивали не более 3% затрат ЖКХ на его услуги. А теперь этот уровень доведен до 90%. И это мера вынужденная, определенная федеральным и республиканским законодательством. Проблема достаточности финансирования ЖКХ сегодня встречается, наряду с ограниченностью бюджета, с задачей несбалансированности затрат и тарифов (которые на треть опаздывают от фактических затрат) и невысокой платежеспособностью населения. Последнюю проблему государство явно берет на себя, когда за последние годы в 3 раза увеличены предоставляемые населению субсидии на жилищно–коммунальные услуги. По состоянию на 1.09.02 г. кредиторская задолженность ЖКХ города составляет почти 60 млн. рублей, из них 36% — долги в бюджеты и внебюджетные фонды, 59% — задолженность за потребленные энергоресурсы. Наряду с этим проблема усугублена высокой, почти 10–миллионной, задолженностью населения за потребленные коммунальные услуги. И это при почти 30–процентной заниженности уровня тарифов населению на коммунальные услуги от фактического уровня затрат. Несоответствие фактического уровня нормативному значению и было поводом для сдерживания тарифов на коммунальные услуги, т. к. высокая доля ненормированных, непроизводительных потерь энергозатрат не должна была относиться на себестоимость этих услуг для населения. А потери эти доходят по теплоэнергии до 40% и более. Ежегодное сдерживание тарифов для населения, почти 30–процентное недофинансирование отрасли из бюджета от ее потребности при лишь 3–процентном уровне собственных средств предприятий ЖКХ способствовало полуторократному росту их кредиторской задолженности в течение 2002 г., ввиду отвлечения средств на сверхнормативную оплату энергоресурсов и других материалов и, как следствие, приведших к «замораживанию» технического развития коммунальных предприятий. Копившаяся годами подобная практика, конечно, не может быть разрешена путем ежеминутного перекладывания на население всех забот по содержанию жилищно–коммунального хозяйства. Учитывая эту ситуацию и необходимость ее разрешения, сегодня найден путь сглаживания проблем ЖКХ — это путь через энергосбережение и усиление контроля — основополагающих факторов развития отрасли ЖКХ. И в этом направлении городом сделано немало, о чем уже сказано выше. В течение ряда лет сохранялась государственная дотация из бюджета на поддержание отрасли ЖКХ, но ее оказалось недостаточно. Так, из необходимого городу миллиарда рублей на техническое перевооружение базы коммунального хозяйства и решение проблемы ветхого жилья мы располагаем реально лишь 3 процентами средств в год. Ясно, что при таком раскладе решение многих социальных проблем, в т. ч. жилищных, откладывается и сдерживается. А отсюда вытекают социальные последствия. Практика реформирования требовала дальнейшего совершенствования работы ЖКХ и теперь уже с уклоном на конечного потребителя и его активного влияния на качество и своевременность получаемых коммунальных услуг. Очередным итогом в этом направлении призваны стать нового уровня договорные отношения в связи с проводимым экспериментом в Шумерле и Новочебоксарске и формированием персонифицированных социальных счетов граждан. Безусловно, при этом будет сохранена практика жилищных субсидий и льгот для нуждающихся жителей города. Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ, собственников жилья (теперь в городе их 8), усилению контроля населением за объемом и качеством коммунальных услуг. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилить социальную напряженность бюджетной политики. В течение многолетних преобразований в роли «амортизатора» социальных последствий была государственная помощь в виде субсидий малообеспеченным категориям жителей в оплате за коммунальные услуги. Кстати, за последний прошедший год выплаченная государством сумма субсидий для горожан почти утроена, и на будущий год этот показатель предполагается увеличить в 1,5 раза. Опережая ваш, уважаемые читатели, вопрос о возможности дальнейшего сдерживания тарифов, отвечаю о его невозможности. По нашим расчетам, чтобы обеспечить нормальное функционирование отрасли при современном подходе к его дотированию из бюджета, необходимо 3–4–кратное повышение тарифов населению, на что мы пойти не можем. Понимая всю остроту проблемы по поддержке в рабочем режиме коммунального хозяйства и недопущения его банкротства, в будущем году мы сохраняем частичное бюджетное дотирование отрасли. Состояние технических сетей и жилого фонда потребует от всех нас изменения психологии к своему жилищу и к проблемам оплаты за коммунальные услуги. Ведь не секрет, что зачастую разбитые стекла в подъездах, разрушенная теплоизоляция на теплотрассе, протекающие краны и вентиля  — это следствие наличия неиспользованных резервов (15–20%) по сдерживанию тарифов даже при самых низких уровнях. Современное состояние отрасли и уровень технологических процессов постоянно требовали от города внедрения всего нового и прогрессивного. И в этом направлении немало сделано, есть наработки и на будущий год. Реализация этих мер позволила в течение года сдерживать тарифы для населения на воду и водоотведение, а также теплоснабжение. Поэтапно поднималась лишь планка уровня платежей населения с 82 в январе до 90% к октябрю 2002 года. А параллельно с этим в 1,5 раза выросли фактические затраты коммунальных предприятий, которые значительно компенсировались эффектом от внедряемых энергосберегающих и организационных мер Конкурентность в обслуживании жилья, совершенствование договорных отношений также служили сдерживанию тарифов на коммунальные услуги. И этому направлению работы в будущем году также будет отведена должная роль. Вообще, конкурентность в городе «приживается» неплохо, и не только в области ЖКХ, но и в сферах образования, здравоохранения, культуры и других направлениях. Бюджетный эффект от этого составит 1,3 млн. рублей до конца года. В 2003–2010 годах преобладающей формой инвестирования в сферу ЖКХ призвано стать заемное финансирование, а бюджетное дотирование будет осуществлено в ограниченном объеме и направлено на внедрение высокоэффективных, быстроокупаемых проектов для недопущения роста тарифов на жилищно–коммунальные услуги для населения. И с этой точки зрения можно сказать о сохранении государственной помощи в сфере ЖКХ. Сегодня невозможно не констатировать государственную помощь городу в развитии общественной инфраструктуры. Из выигранного городом призового фонда в 42 млн. руб. (это дополнительно треть к городскому бюджету города) 70% пошло на энергосбережение в сфере ЖКХ города. И это благодаря взвешенной экономической и тарифной политике, проводимой руководством города по реформированию его экономики. Конечно, дела в ЖКХ могли бы пойти и лучше, если бы были своевременно приняты федеральные нормативные акты о господдержке отрасли, в частности по реструктуризации задолженности коммунального хозяйства. Но, к сожалению, сегодня этих документов пока нет. По федеральной программе «Жилище–2010» предусмотрено проведение ряда мер по реформированию ЖКХ, среди которых и решение проблемы ветхого жилья. Сейчас по этой позиции в Минжилкомхозе ЧР идет отработка конкретных цифр по суммам по городам, и над этим мы серьезно работаем. Будущий год — это год неустанной работы по газификации объектов бюджетной сферы, усилению контроля за качеством коммунальных услуг, год оптимизации договоров и упорядочения расчетов с населением. Понимая важность поддержания коммунального хозяйства в решении социальных задач, обращаюсь ко всем руководителям с просьбой понять важность подхода к решению этих проблем. Сейчас, как никогда, необходимы взаимопонимание и взаимовыдержка. Ведь в конечном итоге все мы — потребители коммунальных и других социальных услуг. Администрация города намерена всячески способствовать повышению эффективности этого взаимодействия в интересах всего населения города и республики в целом.


19 октября 2002
00:00
Поделиться
;