г. Шумерля Чувашской Республики

Выездное заседание Кабинета Министров Чувашской Республики

В минувший четверг в Шумерле в открытом акционерном обществе „Комбинат автомобильных фургонов“ состоялось выездное заседание Кабинета Министров Чувашской Республики? ОАО „КАФ“ и правительство Чувашии определили направления совместной работы Для ознакомления с деятельностью предприятия и подписания Соглашения между Кабинетом Министров ЧР и ОАО „КАФ“ на комбинат прибыли Председатель Кабинета Министров Н. Ю. Партасова, министр энергетики и коммунального хозяйства В. Г. Ковалев, министр здравоохранения Н. В. Суслонова, и. о.министра печати и информационной политики Т. Л. Евдокимова, руководитель Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике А. А. Дергачев, заместитель министра промышленности, транспорта и связи В. Е. Новицкий, первый заместитель министра экономического развития и торговли Г. Т. Акимова. В работе выездного заседания Кабинета Министров ЧР принимали участие глава администрации города В. М. Садырга, начальники отделов горадминистрации, первый заместитель генерального директора ООО „Чувашрегионгаз“ Н. Мифтахутдинов, президент торгово–промышленной палаты ЧР И. В. Кустарин, депутат Госсовета ЧР Ф. Н. Альштут. Вначале все посетили сборочный цех №12, слесарно–механический цех №8, мебельно–сборочный цех №14 и ознакомились с их работой. Пояснения о специфике работы этих цехов, о выпускаемой ими продукции давали генеральный директор ОАО „КАФ“ В. И. Захаров и директор по производству В. И. Федотов. Но Председателя Кабинета Министров не менее интересовали и условия труда и жизни работников предприятия, их настроение, пожелания, волнующие проблемы. В каждом цехе Н. Ю. Партасова подходила к рабочим местам и разговаривала с людьми. Особенно долгий и обстоятельный разговор состоялся у нее с отделочницами цеха №14. После посещения цехов ОАО „КАФ“, Н. Ю. Партасова вместе с В. М. Садыргой отправились в гимназию №8 на вручение свидетельств о передаче комплектов компъютерного оборудования школам г. Шумерли. (Материал об этом читайте в следующем номере нашей газеты). В это же время В. Г. Ковалев, Н. В. Суслонова, Т. Л. Евдокимова, Г. Т. Акимова вели на ОАО „КАФ“ прием работников предприятия по личным вопросам. Затем все вновь собрались на ОАО „КАФ“, на этот раз в конференц–зале, где состоялась встреча с работниками предприятия. Открывший встречу генеральный директор ОАО „КАФ“ В. И. Захаров предоставил слово Председателю Кабинета Министров Н. Ю. Партасовой. Из выступления Н. Ю. Партасовой  — Почему мы сегодня приехали именно на ваш комбинат? Потому что ОАО „КАФ“ — градообразующее предприятие, на котором трудится четверть трудоспособного населения Шумерли. Ваше предприятие формирует объемные показатели по Шумерле, является одним из основных поставщиков налогов. И если на таком предприятии возникают какие–то сложности, выявляются проблемы относительного финансового состояния, то правительство, обычно, начинает работать по нему более конкретно, не только требует статистическую отчетность, но и моделирует ситуацию, в том числе и социальную. Мы сегодня прошли по цехам, побывали на всех основных производствах, побеседовали с людьми, и я хочу сказать, что ситуация на предприятии достаточно сложная. Об этом говорит и предоставленный нашими министерствами статистический материал. Есть серьезные проблемы по основным фондам, износ которых до 70 процентов. Хотя управленцами комбината и прогнозируется в этом году небольшая прибыль, ее будет явно недостаточно для развития комбината. По сути дела можно констатировать, что мы с вами покрываем текущие расходы почти не развиваясь. Это надо признать честно. Мы приехали не для того, чтобы просто поругать, дать какие–то отрицательные оценки. У вас немало положительного. Приятно то, что вы сохранили потенциал людей, которые по многу лет работают на комбинате. Больно то, что мало молодежи. Но при нынешних условиях на предпрятие привлечь молодежь достаточно сложно. Учитывая большое значение комбината для города, мы с вами сегодня должны определить направления совместной работы. Прежде, чем приехать на комбинат, мы провели социологический опрос среди его работников. В нем участвовало 236 респодентов. Среди опрошенных 42,8 процента мужчин и 57,2 процента женщин. Возраст самый разный — от 18 до 60 лет и старше. По социальному положению респонденты разделились так: рабочие — 69,5 процента, служащие — 25 процентов, руководители — 5,5 процента. Опрос показал, что наибольший отрицательный рейтинг имеют проблемы, имеющие макроэкономическую природу. Людей беспокоят прежде всего инфляция, рост цен, повышение тарифов в сфере ЖКХ, алкоголизм, наркомания, коррупция, преступность. Приятно, что в городе серьезно оценивается вопрос по сокращению сельскохозяйственного производства, проблемы образования, науки и культуры. В то же время почти половину опрошенных — 47 процентов — беспокоит медленный рост промышленного производства. И эта проблема на третьем месте по значимости. 46 процентов опрошенных пугает безработица. Это серьезно, мы впервые наблюдаем такое на предприятиях, которые посещали, чтобы 46 процентов испытывали неуверенность в завтрашнем дне. 42 процента озабочены строительством жилья. И все эти проблемы так или иначе связаны с деятельностью самого акционерного общества. Тревожит людей низкий уровень заработной платы, особенно в деревообрабатывающем производстве. В беседе со мной отделочницы, например, пожаловались, что без премии они получают 700–900 рублей, а с премией 1400–1500. Конечно, этот заработок абсолютно низок, с премией чуть выше прожиточного минимума, который установлен у нас в республике. Средняя заработная плата на комбинате около 1800 руб., это ниже чем средняя заработная плата в целом по промышленности в республике. Показатели работы комбината тянут вниз рейтинг города Шумерли в целом. Меня тревожат показатели финансового положения комбината. Часть проблем, конечно, зависит от внешних факторов, но многие из них порождены самим предприятием. Индекс физического объема промышленного производства за десять месяцев составил 94 процента к уровню прошлого года, т. е. идет падение объемов. В первую очередь, на деревообработке. Конечно, цех огромный, его надо содержать, топить, расходы большие. В результате продукция, даже которую вы делаете на заказ, неконкурентоспособна по сравнению с той, которая изготовляется на предприятиях малого бизнеса, не несущих таких больших расходов на содержание основных фондов. В то же время комбинат многое упускает. В этом году в республике было сдано 5 школ, и только для одной из них заказ был размещен на ОАО „КАФ“. Остальные школы мебелью обеспечивали или малые предприятия, или же заказы были размещены за пределами республики. Не должны деньги уходить за пределы республики. Ваши службы по школам сработали плохо. Сейчас в республике ведется строительство еще нескольких школ. Надо участвовать в тендерах на поставку им мебели и выигрывать. Для этого нужны приемлемые цена и качество. С последним, правда, у вас все в порядке, в чем мы неоднократно убеждались. Будут заказы — будет загрузка производства, будет и зарплата. Значит, больше будет поступлений в бюджет, а это на благо города и его жителей, в том числе и работников комбината. Нужны новые идеи. Пока же комбинат живет, не развиваясь, мало того — убыточен. Правда, руководство предприятия заверяет, что к концу года будет прибыль. Но она будет настолько мизерна, что ее не хватит на внедрение новых технологий, развитие производства. Мы понимаем всю сложность вашего положения. Понимаем, что раньше вы на 75 процентов зависели от оборонной программы. Но в такой ситуации оказались не только вы, но и многие другие предприятия республики. Нам нужно сегодня смотреть в будущее, искать инвесторов. Но в такой кризисной ситуации делать это довольно сложно. Комбинат все больше сокращает свою налогооблагаемую базу, а это больно сказывается на его же работниках. Люди жаловались, что в домах холодно, температура всего 12 градусов. Да это и понятно, если все сети в ветхом состоянии. В городском бюджете денег на их замену нет. Большую помощь в этом году оказала республика, выделив на реконструкцию энергохозяйства города десятки миллионов рублей. И это при сокращении поступлений в республиканский бюджет из Шумерли, которое происходит во многом по вине комбината автофургонов. Или взять строительство жилья. Ваши работники говорили, что по 28 лет стоят на очереди. Но комбинат сейчас не в состоянии сам что–либо строить. Можно было бы найти выход при выделении денег республикой, помощи города и минимальном вложении средств вашими работниками. Но о какой ипотеке можно говорить при зарплате в 1200 рублей? Да кто даст кредит под такую зарплату? Никто. Наша задача сейчас максимально проработать стратегию развития комбината. Развития, а не сегодняшнего существования. Трудно, но это не только необходимо, а абсолютно возможно, если приложить максимум усилий со всех сторон. О нынешнем положении дел на предприятии, о перспективных планах на 2003–2005 годы рассказал генеральный директор ОАО „КАФ“ В. И. Захаров. Заслушав его сообщение, Н. Ю. Партасова сделала ряд критических замечаний. В частности, она обратила внимание руководителей комбината на такую деталь: на долю ОАО „КАФ“ приходится 38,4 процента объема промышленной продукции города, а на долю ОАО „ШЗСА“ — только 7 процентов. В то же время ОАО „КАФ“ дает только 7 процентов налоговых поступлений в городской бюджет, а ОАО „ШЗСА“ — 70 процентов. Недопустимо, по мнению Председателя Кабинета Министров и то, что кредиторская задолженность комбината в 1,9 раза превышает дебиторскую. „Это плохо, когда мы должны больше, чем нам“, — сказала Наталья Юрьевна. Указала Н. Ю. Партасова и на низкую культуру производства на комбинате. Премьер посоветовала также руководству комбината больше обращать внимания на социальные нужды работников. При проведении социологического опроса 61,4 процента его участников выразили неудовлетворение медицинским обслуживанием населения. В беседе с Н. Ю. Партасовой отделочницы мебели жаловались, что почти все лекарства платные, даже для льготников, почти не остается бесплатных анализов, в стационар надо приходить со своим бельем. Председатель Кабинета Министров поручила ответить на все вопросы министру здравоохранения Н. В. Суслоновой. Министр обрисовала ситуацию с организацией здравоохранения в Шумерле как конфликтную. Центральная районная больница находится на балансе районного муниципалитета, но располагается в городе и обслуживает 80 процентов городского населения. В прошлом году минздрав рекомендовал передать ЦРБ в городской муниципалитет, но депутаты районного Собрания депутатов выступили против такого решения. Вопрос окончательно не снят с повестки дня, он требует всестороннего рассмотрения. Например, в подчинении ЦРБ есть фельдшерско–акушерские пункты, сельские врачебные амбулатории. Будут ли они тоже переведены в городской муниципалитет при положительном решении вопроса с ЦРБ? Ведь здравоохранение нельзя разделять. Пока же Шумерлинская центральная районная больница остается единственной больницей в республике, имеющей задолженность по заработной плате. Н. В. Суслонова ответила также на ряд вопросов, поступивших от работников комбината. В ближайшем номере газеты мы опубликуем ответы, поступившие из министерств. Затем Н. Ю. Партасова предоставила слово министру энергетики и жилищно–коммунального хозяйства В. Г. Ковалеву. Из выступления В. Г. Ковалева  — Хочу сразу сказать, что большинство вопросов, которые поступили сегодня от работников ОАО „КАФ“, уже прорабатывались ранее нами вместе с руководством города и комбината. Выскажу свою точку зрения на имеющиеся проблемы. Первое — это жилые дома, в том числе и те, которые были переданы на баланс муниципалитета комбинатом. Есть такая улица с гордым названием — МОПРа. На ней стоят дома, капитальный ремонт в которых производился в 1961 году. Это ветхое жилье. Сейчас стоит задача продлить срок жизнедеятельности этих домов, но все же они должны быть в дальнейшем уничтожены, подлежат сносу. Мне понятны проблемы людей, проживающих в этих домах, которые получают минимум коммунальных услуг и мечтают поскорее перебраться в новые квартиры. Вопрос сноса ветхого жилья надо решать совместно республике, городу и предприятию. Надо разработать механизм изыскания средств, чтобы люди получили достойное жилье. Мне не понятно другое. Мне не понятно, когда, например, дом №18 по ул. Ленина, сданный всего 5 лет назад, приводится практически в ветхое состояние. Схема достаточно простая и наблюдается на нескольких объектах, которые запитаны от котельной комбината автофургонов. Не выдерживается температурный график, не поддерживается соответствующее давление. В результате дома не имеют тепла, люди мерзнут. А иногда давление поддерживается такое, что лопаются трубы. Следствие — подключение к электрическим сетям различными способами обогревательных приборов, что создает пожароопасную ситуацию. В худшем варианте — все сгорит, в лучшем — электрическое оборудование в здании придет в негодность и потребует ремонта. Энергетики, инженерные службы комбината не ответили на вопрос, как будет обеспечиваться теплом муниципальный рынок тепла. Мы смотрели график, судя по которому этот рынок будет сужаться, и как бы он совсем не исчез. Это сложный вопрос. Можно подходить к проблеме комплексно, но я не уверен, что это решение правильное. К сожалению, жизнь показывает, что постепенно мы катимся по той схеме, когда котельная комбината может остаться без потребителя тепла на стороне. Теперь о реформе ЖКХ. Энергетика будет дорожать. Это объективный факт, и он связан с несколькими процессами. Во–первых, будет продолжаться реструктуризация Чебоксарской ГЭС. Часть энергии уйдет в Татарию, Марий Эл. Это приведет к повышению тарифов в республике. Пока ГЭС дает энергию только в энергосистему Чувашии. Вы знаете, что Н. В. Федоров встречался с А. Б. Чубайсом. Мы продлили эту схему работы, и пока вы пользуетесь сравнительно дешевой электроэнергией. И население в том числе. Марийцы и нижегородцы давно перескочили 70 копеек. Но это удовольствие продлится недолго. И нужно использовать данный момент, чтобы привести вашу энергетику в соответствие. К сожалению, вразумительного ответа от инженерных служб комбината я не получил: будет ли когда–то энерго–аудит, будет ли минимизировано потребление энергии. Ведь как сейчас живет комбинат? Я не вижу перспективы. Сейчас на человека вырабатываете где–то 8 тыс. рублей в месяц. Из них 2000 рублей зарплата, 1000 рублей — энергетика. Если включить налоги, материалы и т. д., то на развитие денег нет и не будет. Для того, чтобы нормально развиваться вам, по моим оценкам, нужны объемы порядка 500–600 млн. рублей в год. За счет чего вы можете достичь такого рывка, пока не понятно. Собственных ресурсов у вас нет, значит, надо привлекать инвестиции. Другого варианта по большому счету и не вижу. Но для того, чтобы инвестиции притаскивать, нужно же создать инвестиционно привлекательные условия. Пока я вижу корпуса, в которых что–то можно разместить. Вопрос чрезвычайно важный, потому что эффективная энергетика — это ещё и инвестиционная привлекательность. И ненормально, конечно, когда люди получают меньше 2000 рублей и живут в домах по ул. МОПРа. Им надо улучшать жилищные условия, им нужно платить за коммунальные услуги. Поэтому и нужна реформа ЖКХ. Была реформа, которая не достигла своей цели. Её инициатора председателя Госстроя, освободили от должности. И хотя некоторые пункты в ней были правильными, чисто реформы по Музафарову в Чувашии не будет. У нас реформа по Федорову. И она уже идет. В прошлом году руководство вашего города упорно, я бы сказал даже достаточно занудно, пробивало ряд проектов. И добилось своего. В результате чего в жилищно–коммунальное хозяйство, в коммунальную энергетику, за которую по правилам той реформы должно было платить население, государство выделило несколько десятков миллионов рублей. Большинство этих средств направлено на развитие коммунальной энергетики. Например, не просто же так дали деньги на переоснащение котельных. У нас переоснащается масса котельных, но с мазута на газ переводят немногие, большинство с угля на газ. С мазута на газ — это перспективно, даже с учетом дальнейшего роста цен на газ. Взять, скажем, котельные №14 и №10. С учетом того, что городской бюджет финансировал 20 процентов стоимости их переоснащения, а 80 процентов шло из бюджета республики, бюджет города, горожане будут иметь ощутимый эффект — уже в этом отопительном сезоне. Возьмем „Водоканал“. Поставили частотный регулятор и почти на треть снизили потребление электроэнергии на подаче воды. Там ведется большая работа по внедрению новых технологий отопления взамен угольной котельной: устанавливаются локальные источники тепловой энергии — приборы прямого газового нагрева. Этот опыт мог бы перенять и комбинат. Рост тарифов действительно опережает рост заработной платы. Но на этот вопрос можно посмотреть с двух сторон. Первое: как увеличить доходы населения. За счет энергосбережения, в том числе и на комбинате, за счет привлечения инвестиций. Другое у меня в голове не укладывается. К сожалению, дальнейшая тенденция по газу нехорошая. Она примерно такова: большая часть газа будет отпускаться на так называемый свободный рынок. Лимиты по газу будут потихонечку срезаться, и в первую очередь неплательщикам. А это означает, что цены на газ полезут вверх. И прежде всего для промышленных предприятий. Лимиты по газу для бюджетных организаций, для населения, думаю, будут защищены. А предприятиям нужно будет закупать газ на рынке. И вот тут вновь встаёт вопрос о котельной комбината. Если вы не будете качественно снабжать теплом город, от вас могут вообще отказаться, и вы окажетесь в тяжелом положении, т. к. не будете получать лимиты на отопление. Город Шумерля относится к одним из самых тяжелых городов по энергоснабжению. И надо только приветствовать инициативу главы администрации В. М. Садырги по реконструкции теплотрасс. В городе закладываются магистрали на 25–30 лет вперед. Не латаются, а закладываются новые. Можно было, конечно, много–много латать, но в конце концов мы просто проели бы себя. В. М. Садырга принял правильное решение, и я его поддерживаю. Другой вопрос, что очень много проблем с внутридомовым инженерным оборудованием, с содержанием жилищного фонда, много проблем во внутриквартальных тепловых сетях. Я вижу объем этих работ и понимаю, что мгновенно это все не изменить. Но я вижу развитие и вижу динамику. Это вселяет определенный оптимизм по поводу того (для себя ставлю задачу на три, максимум на пять лет), что коммунальная энергетика в городах и селах Чувашской Республики будет эффективной. В заключение встречи состоялось подписание Соглашения между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО „КАФ“. Соглашение подписали Н. Ю. Партасова и В. И. Захаров.


16 ноября 2002
00:00
Поделиться
;