Решая задачи образования
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года требует дальнейшего развития образовательного пространства в г. Шумерле и создания новой модели городских школ.
Отделом образования проделана определенная работа по моделированию развития образовательного пространства в городе. Анализируя состояние системы образования, следует отметить, что за последний год она сохранила свои показатели и параметры функционирования и в то же время намечены позитивные изменения. Разработан бизнес-проект образовательных учреждений до 2010 года, в котором проведен анализ развития каждого образовательного учреждения в отдельности; а также в системе дошкольного и дополнительного образования: В настоящее время образовательное пространство нашего города состоит из комплекса учреждений образования, способного эффективно решать задачи непрерывного образования:
6 дошкольных образовательных учреждений 1144 ребенка;
8 общеобразовательных учреждений различного типа 4663 учащихся;
Шумерлинское представительство ЧГУ им. И. Н. Ульянова;
2 профессиональных училища 1137 учащихся;
2 структуры среднего профессионального образования -713 студентов;
5 учреждений дополнительного образования 1469 детей;
1 подразделение, ведущее допрофессиональную подготовку, 1112 учащихся;
Шумерлинское представительство Чувашского филиала Московского гуманитарного экономического института 396 студентов.
Продолжается работа по реализации городских программ «Развитие образования в г. Шумерле на 2001-2003 годы и на период до 2005 года», «Одаренные дети», «Формирование установок толерантного сознания в г. Шумерле (2002-2005 гг.)», «Образование и здоровье детей».
Значительно активизировалась работа по обновлению содержания обучения. Школы №№ 1, 3, гимназия № 8 продолжают работать в режиме федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В октябре 2002 года мы приняли участие во Всероссийском окружном семинаре-совещании по данному эксперименту в г. Саратове.
Гимназия № 8 имеет статус федеральной экспериментальной площадки модели «Здоровье сберегающая школа». Работает в рамках всероссийской программы «Модернизация содержания образования: перспективные разработки» по направлению «Компетентностный подход в преподавании английского языка». Работают по учебникам из серии «Возможности» издательства «ЛОНГМАН». Гимназия тесно сотрудничает с ЧГУ. Имеет три класса представительства ЧГУ (2 класса 10-ые, 1 класс 11-ый).
Учащиеся гимназии № 8 являются победителями городских, участниками республиканских и всероссийских мероприятий, конкурсов, соревнований. Нина Самойлова, учащаяся 8 класса гимназии № 8, является призером всероссийского конкурса школьных сочинений в 2003 году, объявленном журналом «Путеводная звезда». Ее сочинение «Утешительный гений» удостоено диплома второй степени.
Ученица детской музыкальной школы Наташа Струкова принимала участие в III Всероссийских молодежных Дельфийских играх (музыкальный фестиваль в г. Волгограде). 6 учащихся (Детской музыкальной школы и гимназии № 8) являются участниками международного музыкального фестиваля «Роза ветров 2003» в г. Бугульме.
Учащиеся гимназии № 8 и школы № 1 приняли участие в республиканской конференции-фестивале «Excelsior» (6 призовых мест). Ученик гимназии Руслан Тарубаров является победителем Всероссийского личного первенства по легкой атлетике в г. Калуге. Наши учащиеся заняли призовые места в республиканских мероприятиях «Цветы Чувашии» (хоровые коллективы, духовой оркестр гимназии).
Являемся победителями республиканских конкурсов 2003 года «Экологическая сказка», «Музей и дети», «Всероссийская биологическая олимпиада» (СОШ № 1, СОШ № 2), «Звездный марафон» (гимназия № 8), «Живой родник», молодежного турнира по шахматам (ДДТ), I и II места занимали в республиканской конференции участников туристко-краеведческого движения учащихся Чувашской Республики (учащиеся СОШ № 6, СОШ № 2, ПУ-10).
Увеличивается число ребят, принявших участие в дистанционном обучении: международном математическом конкурсе-олимпиаде «Кенгуру» и всероссийской олимпиаде по русскому языку «Русский медвежонок».
В рамках проведения ЕГЭ в городе созданы две базовые школы № 1 и гимназия № 8, По результатам ЕГЭ 2003 г. из 357 выпускников по математике имеют «5» 15,6 %, «4» 40 %, «3» 39 %, «2» 5 %; 2002 г. «5» 9,5 %, «4» 42,8 %, «3» 41,4 %, «2» -6,1 %, по русскому языку из 264 выпускников имеют «5».- 16,7 %.
Следующим важным направлением модернизации является информатизация образования. Все школы города имеют компьютерные классы с сопроводительной техникой, подключены к электронной почте и имеют выход в Интернет.
СОШ № 7 является участницей республиканского конкурса web-страниц образовательных учреждений. На базе данной школы открыт учебный центр Московского государственного университета экономики, статистики и информатики. В республиканском конкурсе программ подготовки кадров по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в 2003 г. отделу образования присвоено III место.
Рассматривая проблемы модернизации школьного образования, немаловажным является реструктуризация городской образовательной системы. Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы разработали проект «Моделирование образовательного пространства г. Шумерли».
В результате реструктуризации школы № 5 предусматривается перевод школьников из нее в школу № 6. Для этого приобретен школьный автобус, что позволит рационально использовать финансовые ресурсы. В 2003-2004 году на базе школы № 6 возможно создание образовательного центра (организация дополнительного образования за счет объединения со станцией юных техников). В связи с тем, что в школе № 6 дети обучаются только в первую смену, имеются освободившиеся классы, целесообразно использовать их и мастерские для дополнительного образования, что позволит улучшить качество образования, доступность, обучения.