г. Шумерля Чувашской Республики

Реформа образования: курс – на качество и конкурентоспособность

Начало 90-х годов для системы образования г.Шумерли было очень напряженным. В образовательных учреждениях отсутствовал дух творческой инициативы, у педагогических работников возникало много вопросов, отсутствовало желание работать, и в то же время педагоги ждали и хотели чего-то нового. В педагогических коллективах были волнения, в единственном городе Шумерле педагоги вышли на забастовку. Одним из первых шагов к изменению сложившейся ситуации в сфере образования стало принятие по инициативе Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова Республиканской программы развития образования на 1994 – 2000 годы. На основе республиканской программы была разработана городская программа развития образования. Разработка и принятие программы образования дали новый импульс творческому педагогическому поиску. В нашем городе в 1991 году вводится новая школа, которая сразу планировалась как УВК (школа нового типа). С введением новой школы в городе обозначены новые подходы к системе дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования стали концентрироваться кружки, совершенствоваться качество их проведения, сохраняется контингент учащихся в кружках и секциях. Принятая президентская программа «Новая школа» (1996 г.) и концепция государственной политики в Чувашской Республике поставили принципиально новые задачи, остающиеся актуальными и по сегодняшний день - «сделать образование в целом и образование конкретного человека конкурентоспособным». Верность взятого курса в Чувашии подтверждается в концептуальных федеральных документах: национальной доктрине, программе развития образования, концепции российского образования. Ежегодно и целенаправленно администрация города увеличивает расходы бюджета на образование. Так доля в бюджете города за 10 лет увеличилась с 20% до 26%. В городе действуют все социальные льготы и выплаты педагогам, уже несколько лет нет проблем с выплатой заработной платы, отпускных, пособий за методлитературу. Продолжается укрепление материально-технической базы. В 2002 г. в городе начато строительство пристроя к школе № 3, введение которого позволит обучающимся получать качественные знания в хорошо оборудованных классах, питаться в школьной столовой. Программа «Новая школа» предусматривала не только строительство новых зданий, но формировала у педагогов и учащихся мышление, новое видение. Это нелегкий процесс, т.к. необходимо было менять психологию учителей, заставлять их искать новые подходы к обучению и воспитанию. В городских школах появляются классы с углубленным изучением отдельных предметов, классы компьютерного изучения, используется система развивающего обучения; изучение иностранного языка с 4-х и 6-летнего возраста. Школа № 8 стала работать в инновационном режиме. Сегодня эта гимназия имеет статус федеральной площадки по модели «Здоровьесберегающая школа «Сывлёх», сотрудничает с международной организацией содействия развитию образовательной системы «Школа 2100» . Участие Чувашской Республики в реализации российских и международных программ позволило городским школам получить 37 компьютеров, вследствие чего широко использовать в обучении информационные технологии, и качество преподавания информатики поднялось на новый этап. Все школы города имеют электронную почту, в каждой школе есть компьютерные классы. Тесное сотрудничество отдела образования с ЧРИО позволило на более качественный уровень поставить переподготовку и подготовку педагогических кадров. Так, курсы повышения квалификации прошли 444 человека - 79 %. Заочно обучается 48 педагогов. В городе 724 педагога имеют квалификационные категории: высшую – 60, первую – 210, вторую – 292. Идея модернизации российского образования - повышение качества и доступности общего и профессионального образования. Четкая позиция правительства республики дает и в городе каждому учащемуся, независимо от доходов семьи и места жительства, шанс получить хорошее образование и стать конкурентоспособными. Практическими путями ее реализации стали введение единого экзамена и реструктуризация сети образовательных учреждений. В ходе реализации целевой республиканской программы по реструктуризации учреждений образования был разработан проект развития образовательного пространства в городе Шумерле. Сегодня в городе 2 базовые школы по ЕГЭ (школа №1, №8), реструктурированы школы №6, №5 в социально-культурный комплекс. Детская музыкальная школа и детская художественная школа – в школу искусств №1. В город поступило 2 школьных автобуса (школа №6 и детский дом «Ёлочка»). Введение ЕГЭ способствует росту числа выпускников, поступивших в высшие учебные заведения (232), и соответственно росту стимула к повышению качества знаний. Структура и содержание образования в городе определяются как общероссийскими тенденциями, так и региональными особенностями и направлены на решение целей и задач, определенных президентской программой «Новая школа», программой развития образования в Чувашской Республике на период до 2005 г., программой развития образования г. Шумерли до 2005 г., концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 г. В то же время Программа «Новая школа» позволила каждому образовательному учреждению выбрать свое направление. Каждая школа имеет свои инновационные штрихи. Гимназия №8 принимала участие в конкурсе «Школа года» в 1999 г. и в 2000 г. и стала призером в номинации «Школа радости». Школа №1 в 2001 г. в номинации «Школа радости» также заняла призовое место. Из года в год увеличивается количество обучающихся, закончивших школу с золотой и серебряной медалями, а также число обучающихся, поступивших в ВУЗы. Система дополнительного образования рассматривается как составляющая единица образовательного пространства. Все учреждения дополнительного образования сохранены: Дом детского творчества, станция юных натуралистов, станция юных техников, детская школа искусств №1, школа искусств гимназии №8. За последние годы возрос авторитет коллективов и обучающихся в учреждениях дополнительного образования по результатам и участию в республиканских мероприятиях. Дом детского творчества является координационно-методическим центром воспитательной работы в городе, где по пяти направлениям функционируют 72 объединения. Коренным образом изменилась нормативно-правовая база. Разработаны городские программы «Программа развития образования до 2005 г.», «Одаренные дети», «Образование и здоровье», «Формирование установок толерантного сознания на 2002-2005 гг.». Один из приоритетов государственной политики в области образования - выявление, развитие и поддержка талантливых и одаренных школьников. Ежегодно наши ребята принимают участие в республиканских, всероссийских интеллектуальных конкурсах и турнирах, фестивалях художественного, музыкального творчества детей: «Цветы Чувашии», «Ростки возрождения», интеллектуальные игры младших школьников, международный фестиваль «Роза ветров». Так, в течение 10 лет в городе проходит фестиваль «Шумерлинские росточки» с охватом более 1000 детей, городской бал для выпускников. Традицией в городе стало проведение фестивалей хоровых и вокальных коллективов, детских оздоровительных лагерей, праздника «Созвездие юных талантов». С 2002 г. для творчески одаренных школьников введены стипендии главы администрации города. В 2002 г. стипендию получили 11 учащихся, в 2003г. – 18 учащихся. В течение 2 лет под патронажем главы администрации города проводится городское новогоднее представление для одаренных детей. Укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения в Законе Чувашской Республики «Об образовании» определено одним из основных принципов государственной политики. Разработаны и утверждены городские программы «Улучшение организации питания детей в образовательных учреждениях г. Шумерли», «Образование и здоровье детей». Целевая установка, изложенная в программах, определяет основные направления деятельности образовательных учреждений города на современном этапе и ориентирует их на разработку и внедрение современных образовательных программ, направленных на улучшение здоровья учащихся, повышение двигательной активности школьников в режиме учебного времени, внедрение дней и уроков здоровья, проведение массовых спортивно-оздоровительных мероприятий. Во всех школах города введен третий обязательный час физической культуры. Создание единой, целостной системы физкультурного образования в школе позволяет увеличить объем физкультурно-оздоровительной двигательной активности учащихся, который должен составлять не менее 6-8 часов в неделю. В образовательных учреждениях города ведется активная работа по приобщению школьников и их родителей к систематическим занятиям физической культурой и формированию здорового образа жизни.


06 ноября 2003
00:00
Поделиться
;