Десятилетие реформ в социальной сфере
С принятием Конституции 1993 года, Федерального Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», учреждением института президентства начался период становления системы социальной защиты населения как на региональном, так и на местных уровнях.
Демографическая ситуация с высокой долей пожилого населения и сложные социально-экономические условия вызвали необходимость поиска новых форм защиты социально уязвимых слоев общества, улучшения качества жизни в целом. Помощь ветеранам, инвалидам, детям из малообеспеченных семей и т.д., выполнение своих обязательств по системе социальных гарантий - главные составляющие социальной политики Чувашской Республики. С момента учреждения института президентства Н.В. Федоров и члены правительства отдавали себе отчет в том, что только эффективная социальная зашита населения является необходимым условием успешного проведения реформ и улучшения общественно-политической ситуации. Одной из основных функций правительства является постоянное отслеживание и регулирование цен на жизненно-важные товары и услуги, соизмерение их с доходами населения, создание адресной системы поддержки малообеспеченных семей, особенно детей, такой же целевой помощи ветеранам, инвалидам, своевременная выплата пенсий, пособий, снижение безработицы и многое другое.
Благодаря этому за последнее десятилетие, несмотря на напряженную социально-экономическую обстановку в стране, система социальной защиты населения в Чувашской Республике претерпела существенные изменения.
За последние 10 лет спектр действий отдела социальной защиты населения администрации города Шумерли неоднократно менялся в связи с возложением тех или иных функций. Первоначально отдел социального обеспечения занимался назначением и выплатой пенсий. С января 2001 года пенсии был переданы государственным учреждениям - Пенсионному фонду РФ и его отделениям.
В середине 90-х годов проходило становление всей системы социальной защиты населения. Была начата паспортизация семей группы риска: многодетных семей, воспитывающих детей-инвалидов, неблагополучных семей. Шла активная работа по созданию базы данных ветеранов, инвалидов, участников ликвидации Чернобыльской аварии, жертв и пострадавших от политических репрессий, узников фашизма, угнанных во время Великой Отечественной войны на принудительные работы в Германию. Начались первые выплаты, помогающие людям выжить в нелегких условиях . Стали открываться первые учреждения социального обслуживания. В городе Шумерле также возникла необходимость открытия Центра социального обслуживания. В первое время работало одно отделение дневного пребывания, затем стали работать отделения специализированной медико-социальной помощи на дому. Открылись отделения реабилитации детей из малообеспеченных семей и детей-инвалидов. Постепенно работа по обслуживанию была упорядочена, сформировался кадровый костяк, из которого многие специалисты работают и по настоящее время.
Выплаты, производимые многодетным семьям, компенсация за рабский труд узникам фашизма, реабилитированным жертвам политических репрессий за незаконно конфискованное имущество и т.д., проводились наличными деньгами, были разовыми, но представляли собой существенную материальную поддержку. Впоследствии их характер изменился: выплаты стали регулярными, безналичными и, что особенно важно, адресными.
До 1998 года начисление ежемесячных детских пособий осуществляли предприятия и организации, на которых работали граждане, имеющие детей, а назначение и выплату этого вида пособия на детей, родители которых находятся в розыске, вдовам и одиноким матерям производил Центр социального обслуживания. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 17.11.1997 г. функции по назначению и выплате ежемесячных пособий на детей были возложены на органы социальной защиты населения по месту жительства получателей пособий. Начиная с января 1999 года, выплаты ежемесячных пособий на ребенка производятся семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает прожиточного минимума.
В период сложной социально-экономической ситуации в стране погашение задолженности по выплате ежемесячного пособия производилось путем зачисления суммы долга в качестве оплаты за жилищно-коммунальные услуги, заключением соглашений с предприятиями для выплаты пособия за счет налогов, а также отпуском продуктов питания через магазины города, и лишь позднее - деньгами. С 2001 года эта задолженность полностью ликвидирована.
В целях оказания дополнительной государственной социальной поддержки безработным и некоторым другим категориям женщин в республике было принято постановление КМ ЧР от 24.06.1998 г. № 204. В соответствии с ним за 1998-2002 годы пособия по беременности и родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 г. получили 680 женщин на сумму 1,04 млн.руб. Одновременно был увеличен размер единовременного пособия по рождению с 1.01.2001 г. - 1,5 тыс.руб., с 1.01.2002 г. - 4,5 тыс. руб., базовая сумма пособия по беременности и родам изменилась соответственно со 100 руб. до 300 руб., а ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 г. увеличилось с 200 руб. до 500 руб., начиная с апреля 2002 года.
Начатая в 90-е годы работа по выявлению ветеранов Великой Отечественной войны, вдов, тружеников тыла, ветеранов труда, афганцев и других льготных категорий граждан, позволила в дальнейшем, начиная с января 1999 года, осуществлять в соответствии с ФЗ «О ветеранах» конкретные меры. Исполнение закона носит постоянный, методичный, обеспеченный финансами и тройным контролем характер.
Растет количество ветеранов и инвалидов, пользующихся санаторно-курортными путевками. Их число увеличилось за период с 1994 по 2002 годы в 2 раза. Регулярно выплачивается компенсация за неиспользованное санаторно-курортное обслуживание инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним по льготам, компенсация на транспортное обслуживание и бензин. В последние годы увеличилось число автомашин «Ока», выделяемых инвалидам Великой Отечественной войны в качестве средства реабилитации, обеспечен бесплатный проезд городским транспортом, кроме такси, пользование внутриреспубликанскими маршрутами.
Растет объем выделяемых средств на оплату жилищно-коммунальных услуг, лекарственное обеспечение, зубопротезирование. Только за последние годы с учетом роста тарифов на оплату ЖКУ выделено: в 2002 году - 6,5 млн.руб., в 2003 году - 12 млн.руб.
В городе Шумерле проживают 3594 инвалида от общего заболевания, в том числе 119 семей, воспитывающих ребенка-инвалида, 360 инвалидов войны и лиц, приравненных к ним по льготам. Хотя закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет статус федерального, республиканским бюджетом выделяются средства на предоставление инвалидам скидок по оплате жилищно-коммунальных услуг, топлива, проезда и др. Ведется работа по социальной реабилитации инвалидов. В соответствии с медицинскими показателями инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации. За период с 1996 по 2002 годы Министерством соцполитики ЧР было выделено 43 кресла-коляски, а за 9 месяцев текущего года - 12 кресел-колясок, 4 трости, 6 костылей.
В 2002 году Президент ЧР подписал Закон Чувашской Республики «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях Чувашской Республики», который предоставляет дополнительные гарантии трудовой занятости инвалидов. Решением городского Собрания депутатов от 27.06.2003 г. для 30 предприятий города Шумерли установлена квота в размере 3% от численности работающих для трудоустройства инвалидов. Работа в этом направлении ведется.
Одно из приоритетных направлений политики - внимание к семье и детям. Указом Президента ЧР 2003 год в Чувашской Республике объявлен Годом семьи. В связи с этим в городе Шумерле проводились мероприятия по повышению социального статуса семьи и ее социальной защищенности, увеличению помощи молодым и малоимущим семьям, улучшению охраны здоровья семьи и детей, возрождению семейных традиций.
Одной из действующих мер по оказанию адресной помощи можно считать вступление города Шумерли в эксперимент по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства. Введен новый порядок выделения субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг с использованием системы персонифицированных социальных счетов. Средний размер субсидии на 1 домохозяйство составляет 619 руб. против 315 руб. за соответствующий период прошлого года. Для расчета субсидий введена единая социальная плата, что позволило владельцам частично неблагоустроенного жилья получать больший размер субсидий.
Частные домовладельцы индивидуальных жилых домов уже в течение 2-х лет пользуются субсидиями на твердые виды топлива, сжиженный газ и природный газ, воду и водоотведение.
В последние годы благодаря заключенному Соглашению Пенсионный фонд оказывает адресную социальную помощь одиноким малообеспеченным пенсионерам и инвалидам на газификацию частных домовладений, подписку на газету для старшего поколения «Достоинство», приобретение лекарств, а также материальную помощь пострадавшим от стихийных бедствий. В целях реализации программы «Старшее поколение» в ноябре 2003 года открыт стационар для временного проживания одиноких пожилых людей и инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это приют для тех, у кого нет дома.
В настоящее время численность лиц, находящихся на обслуживании в отделении дневного пребывания на условиях частичной оплаты и бесплатно составляет 73 человека; в двух отделениях социального обслуживания на дому численность лиц, взятых на бесплатное и частично оплачиваемое обслуживание, составляет 200 человек, в специализированном отделении социально-медицинского обслуживания на дому осуществляется уход за 60 больными людьми. Основными направлениями дальнейшего развития системы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов является повышение качества обслуживания и усиление адресности социальной поддержки.