г. Шумерля Чувашской Республики

Выступление Н.Федорова, состоявшееся 5 февраля в с.Шемурша

Выступление Н.Федорова

на совещании по вопросам устойчивого и комплексного развития сельских территорий, состоявшемся 5 февраля в с.Шемурша

во время визита Президента РФ В.Путина

Сначала несколько цифр.

РОССИЯ ЧУВАШИЯ

Население, проживающее в сельской местности, в % 26,7 39,4

Доля занятых в сельском хозяйстве (от общего числа

занятого населения), в % 11,8 19,5

Доля сельскохозяйственного производства в ВВП

(в ВРП Чувашии), в % 6,0 15,0

Но свое сообщение о судьбе села начну не с того, что очень важно - это газификация, дороги, телефон, а с того, что еще важнее: с системообразующего для должного развития села фактора - человеческого, кадрового.

Чтобы сохранить российское село, его надо развивать в условиях XXI века. А для этого необходимо убедить всех - родителей, детей, учителей, что на селе нужна не школа-ликбез (для чего они и создавались в конце XIX - начале XX века), а школа XXI века, и что главное предназначение школы - получение детьми современных знаний.

Поставив задачу создать на селе квалифицированный кадровый корпус, мы занялись модернизацией образования для повышения конкурентоспособности сельских школьников. У нас идет реструктуризация сельских школ, в которых обучается 42 % детей. Из большого количества малокомплектных сельских школ создается 201 базовая средняя школа с новейшим оборудованием и компьютерной техникой. При этом особо оберегаем начальные школы, строим новые.

В целях экономии и эффективности мы изобрели социально-культурные образовательные комплексы: когда под одной крышей объединяются учреждения образования, культуры, спорта, здравоохранения. Днем они работают в режиме школы, а вечером открыты для досуга и детей, и взрослых. Экономия муниципальных средств в этих случаях достигает 20-30 процентов.

Реструктуризация школ позволила «вылечить» еще одну «застарелую болезнь» сельского образования - ветхие здания с плохим отоплением. Десять лет назад в Чувашии их насчитывалось 120, что составляло почти 20 процентов. Решить проблему можно было ежегодным строительством порядка 10 школ. Это очень много для любого региона. И мы нашли решение. Для этого использовали разные подходы. Это и объединение бюджетов всех уровней, и метод народной стройки - чувашское национальное «ниме», и пристрои учебных корпусов к имеющимся добротным, но полупустым зданиям Домов культуры или детсадов, и изменение в ходе строительства проектов крупных зданий под социообразовательные комплексы. В каждом конкретном случае достигалась экономия (по сравнению с новым строительством) до 70 процентов.

В результате за 10 лет удалось перевести учащихся из аварийных зданий в 109 новых благоустроенных образовательных учреждений.

Одновременно осуществляется перевод образовательных учреждений на отопление газом. Это дает надежное теплоснабжение, чистоту и экономию финансовых средств в 1,5-2 раза!

В соответствии с республиканской программой «Школьный автобус» 153 ярко-желтых с красной полосой (по цвету нашего национального флага) специализированных автобуса ежедневно доставляют более 5 тыс. учащихся из почти 400 населенных пунктов в базовые школы. Но поскольку не все сельские дороги обеспечивают безопасность движения школьных автобусов, принята республиканская программа «Дорога к школе», по которой строим и реконструируем около 900 км дорог.

Одна из мер по привлечению молодежи на село - это увеличение в вузах числа студентов, направляемых из районов по договорам. Обучаем их на контрактно-целевой основе, и сегодня доля таких студентов увеличилась в 3 раза. Некоторые наши техникумы и профессиональные училища мы преобразовываем за счет средств МБРР в многопрофильные сельскохозяйственные ресурсные центры. У нас есть институт президентских стипендиатов. Это около 500 представителей молодежи из села, которые на конкурсной основе получают дополнительно по 1000 рублей в месяц, где бы они ни учились, кем бы они ни работали.

Оценивая положение дел на селе, пришли и к такому выводу: без современных библиотек современных кадров там не будет. Поэтому уже открыли более 40 сельских модельных библиотек, в этом году откроется еще не менее 60. До 2006 года их будет 350. Все они оснащаются компьютерами, спутниковой связью, формируют собственные электронные каталоги, получают доступ к информационным ресурсам ведущих российских и зарубежных библиотек и музеев.

По показателям, характеризующим внедрение новых информационных технологий в библиотечной сфере, республика заняла лидирующие позиции.

Мы создаем комплексную систему охраны здоровья на селе.

Лечебные учреждения должны служить не для госпитализации больных, а для того, чтобы люди не попадали в них. Самый эффективный медицинский институт для этого - семейная медицина.

В республике создаются окружные сельские больницы, открываются офисы врача семейной практики. В настоящее время в республике функционируют 200 таких офисов, 135 из которых в сельской местности. При офисах врача общей практики внедряются новые технологии взаимодействия медицинских и социальных служб в гериатрии.

С учетом высокой эффективности офисов врача общей практики доводим их количество до 600.

В Чувашии создано единое информационное пространство для всех лечебно-профилактических учреждений, в том числе и сельских. За счет телемедицинских технологий сельский житель начинает получать возможность пользоваться консультациями специалистов федеральных клиник, не выезжая за пределы республики.

Современные подходы к организации медицинской помощи на селе приносят значительный экономический эффект. Оптимальное использование ресурсов, сокращение объемов дорогостоящего стационарного лечения, внедрение стационарозамещающих технологий позволили сэкономить за два последних года более 200 млн. рублей.

Благодаря принятым мерам в Чувашии радикально снизились показатели перинатальной, младенческой и материнской смертности (приблизившись к европейским), например, младенческая смертность на селе за 2003 год составила 8,6 на 1 тыс. родившихся живыми (по РФ в 2002 году - 13,3).

В целях закрепления кадров на селе целенаправленно решаем проблему жилья. Объемы сельского жилищного строительства возросли за десять лет более чем в два раза: с 151 тыс.кв.м (1994 г.) до 313 тыс.кв.м (2003 г). Обеспеченность жильем в сельской местности на одного человека увеличилась почти на 4 кв.метра.

Концентрация ресурсов из всех источников, а также разные формы государственной поддержки, в том числе безвозмездные субсидии на строительство жилья или приобретение стройматериалов, предоставление льготных (6-процентных годовых) долгосрочных (до 15 лет) кредитов через систему ипотеки как для молодых семей, так и для малообеспеченных слоев населения, позволяют обеспечить современным жильем все большее количество нуждающихся. Например, одобренная Вами в прошлом году федеральная программа по поддержке строительства жилья на селе даже при незначительных суммах позволила только в Чувашии подготовить к новоселью дополнительно почти 500 семей сельских специалистов.

Для стимулирования развития бизнеса на селе заемщикам-предпринимателям республика предоставляет беспроцентный ипотечный кредит на строительство жилья. Сельчане охотно берут небольшой объем заемных средств, чтобы достроить свой дом (из общего числа семей по республике, получивших социальные ипотечные кредиты, более двух третей - жители села). При этом преодолеваются и иждивенческие настроения.

Чувашия одной из первых в России стала развивать сеть небольших сельских домов для ветеранов. Сегодня их всего 73. И они практически покрывают всю потребность в них. Без гуманизма демократия мало чего стоит.

В наших домах решается проблема проживания людей в родных местах с сохранением сложившегося привычного уклада жизни сельского жителя. Социальный эффект данных учреждений заключается еще в том, что пожилые там, как свидетельствует статистика, продлевают долголетие на 6-7 лет по сравнению со сверстниками.

Создание уникального для России социального института - сельского комплексного центра медико-социального обслуживания, соединяющего офисы семейного врача и отделения временного проживания граждан пожилого возраста, позволяет не только продлить долголетие, но еще и снизить бюджетные затраты на обслуживание.

Одним из эффективных инструментов развития сельских территорий стала Республиканская информационно-аналитическая система (РИАС), которая получила развитие задолго до появления федеральной целевой программы «Электронная Россия».

Наше движение к «электронному правительству» началось еще в 1996 году снизу - от источников информации, от ее массовых потребителей. В первую очередь информационные системы создавались в сельских и муниципальных органах власти. Сейчас развернута информационная инфраструктура, охватывающая всю республику, созданы ключевые республиканские системы - Центр обработки данных и ситуационный центр, на качественно новом уровне поддерживающий процесс принятия решений.

В Интернете работает мощный портал, на единой технологической основе объединивший сайты более семидесяти органов власти Чувашии, в том числе всех министерств и муниципалитетов. Он обеспечивает всестороннее информирование граждан о деятельности органов власти. По посещаемости наш портал занимает верхние строчки российских рейтингов - сразу после Москвы и Санкт-Петербурга. Жители сел через центры общественного бесплатного доступа, которые открыты в зданиях администраций всех районов Чувашии, могут получить в Интернете практически любую интересующую их информацию: сколько стоит в различных районах республики сельскохозяйственная продукция, как получить необходимые справки, когда ведет прием министр или глава администрации?

Сложно подсчитать прямой экономический эффект от реализации наших проектов в области информатизации. Приведу лишь одну цифру: в результате внедрения электронной конкурсной системы закупок для государственных нужд бюджет получил в прошлом году экономию порядка 200 млн. рублей при общих затратах на информатизацию 30 млн. рублей.

В создании современной сельской инфраструктуры газификация села - самая желанная сельчанами революция. Начали эту работу 10 лет назад с уровня 5-процентной газифицированности села. А к концу этого года обеспечим подведение природного газа ко всем населенным пунктам, где это экономически целесообразно.

Наряду с газификацией у нас активно применяются новые технологии по выработке из газа всех видов энергии, что позволяет решать сразу несколько энергетических проблем и добиваться новой стоимости ресурсов. Мероприятия Программы энергосбережения позволяют значительно экономить на ресурсах. Только за прошлый год эффект здесь составил около 58 млн.рублей.

Строительство дорог в комплексе с другими мерами развивает отдаленные населенные пункты республики. За десять лет сеть дорог на селе выросла в 1,6 раза. Около 200 сел соединили с сетью дорог общего пользования, и теперь они обеспечены автобусным сообщением с городами и райцентрами.

По Программе строительства автомобильных дорог до 2010 г. практически все сельские населенные пункты будут соединены с автомобильными дорогами общего пользования.

Основной инструмент для решения проблем экономического и социального развития села в республике - это системный подход к стратегическому развитию села.

В наших документах - Стратегии социально-экономического развития и Комплексной программе социально-экономического развития Чувашии до 2010 года - не просто поставлены задачи по увеличению производства сельхозпродукции в 1,7 раза и заработной платы на селе до 6-ти тысяч рублей. (При этом доля занятых в сельском хозяйстве снизится с 19,5 % (в 2003 г.) до 15,3 % (в 2010 г.), а доля сельскохозяйственной продукции в валовом региональном продукте - с 15 % до 13). Эти задачи детально рассчитаны, расписаны, решаются комплексно. Они были предметом парламентских слушаний в Госдуме России проверены и одобрены Минэкономразвития России, и после этого утверждены парламентом Чувашии в виде закона.

Что бы я выделил в качестве самого важного в обсуждаемой теме?

Первое. В нравственности политики - ее великая самоценность. Наш исторический и моральный долг - хотя бы частично восстановить справедливость по отношению к российскому крестьянству, создав ему человеческие условия жизни на селе. Ведь его в течение 50 лет советской власти содержали как крепостного: паспорт не выдавали, за труд не платили вообще, но при этом заставляли платить налоги.

И второе. Счастье не в деньгах и не в их количестве, а в умении управлять ими в интересах развития республики.

Чувашия никогда не имела просроченных долгов (мы - первый регион в России, который сразу рассчитался по агрооблигациям в 1998 году), нами достигнута максимальная прозрачность долговой политики, и рейтинговыми агентствами Интерфакс и «Moody’s» республике присвоены долгосрочный и краткосрочный рейтинги, которые отражают достаточную кредитоспособность относительно других российских заемщиков/заимствований. Ценные бумаги Правительства Чувашии на финансовом рынке России пользуются большим доверием, чем ценные бумаги таких регионов, как Московская, Новосибирская области.

Совместно с МБРР и Минфином России у нас реализована Программа реформирования системы управления общественными финансами, Чувашия заняла первое место среди 53 субъектов федерации, принявших участие в конкурсе по критериям прозрачности и эффективности в распоряжении деньгами налогоплательщиков. За это получили грант в 7 млн. 300 тыс. долларов, которые направили на реализацию трех приоритетных республиканских программ: охрану материнства и детства (результаты впечатляют), энергосберегающие технологии в больницах, школах, клубах и в муниципальных котельных и на информатизацию. В республике внедрена уникальная для России казначейская система исполнения бюджета, ежегодная эффективность которой составляет 10 % от бюджетных расходов. Эффективность от реализации Программы экспертами МБРР и Счетной палатой России оценивается в 826,2 млн. рублей. Принципиально и ответственно, что развитие сельской инфраструктуры у нас обеспечивается в соответствии с Территориальной комплексной схемой градостроительного планирования развития территории Чувашской Республики. (Не знаю, сколько субъектов Российской Федерации имеют такие комплексные схемы).

Что еще для нас важно? 2002 год в Чувашии был посвящен Матери. И мы не только построили архитектурный ансамбль Матери методом народной стройки, но и получили рост рождаемости на 10 %. 2003 год стал Годом семьи. И начался он с рождения двух тройняшек, чего не было в истории Чувашии за последние 30 лет. В том же году родилось еще на 650 детей больше.

А 2004 в республике объявлен Годом молодежи и здорового образа жизни.

Думаю, не случайно в Правительстве России принято решение о проведении в Чувашии летом этого года Всероссийских сельских спортивных игр, причем впервые с участием сборных стран СНГ.

Но мы ставим перед собой более высокую планку по олимпийской формуле «выше, быстрее, сильнее». Иначе неинтересно жить и работать. Вы ведь тоже исходите из такого понимания жизни, уважаемый Владимир Владимирович, когда требуете от Правительства более амбициозных планов. В прошлом году мы - Чувашия, победив в конкурсе европейских стран Норвегию (город Берген), приняли Кубок Европы по спортивной ходьбе, куда съехались спортсмены 27-и стран Европы и 5-и стран других континентов. Европейская Ассоциация легкой атлетики признала эти соревнования самым зрелищным мероприятием года. В этом году начинаем подготовку к приему Кубка мира 2008 г., куда съедутся спортсмены 150 стран, потому что Чувашия (в составе России) снова победила в международном конкурсе, в котором участвовали 9 государств мира.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
11 февраля 2004
00:00
Поделиться
;