15 МАРТА - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
15 марта потребительское движение
отмечает Всемирный день прав потребителей
Комиссия по защите прав потребителей, что создана и действует при администрации г.Шумерли, поздравляет шумерлинцев с праздником, желает успехов во всех делах и хорошего настроения от каждой купленной вещи. Также напоминает, что правильное, грамотное потребительское поведение избавит от неприятностей, некачественных товаров и услуг.
Как защитить себя? Вам помогут советы комиссии по защите прав потребителей.
Совет первый.
Если нет желания изучать закон «О защите прав потребителей», хотя бы ознакомьтесь с Перечнем товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену. Появился этот список в начале 90-х годов и включал 10 категорий непродовольственных товаров. В 2002 году он был изменен и дополнен, теперь включает 14 расширенных категорий.
Когда же продавец откажется обменять вашу покупку и будет прав? Приведём несколько примеров.
Куплена стиральная машина-автомат – она исправна, но не подошла по размеру, радиотелефон также не подошел по габаритам; сотовый телефон был навязан пожилой женщине в подарок сыном, но ей он оказался совершенно не нужен; фотоаппарат не подошёл по свойствам, оказался полуавтоматическим; в августе-сентябре возрастает число обращений по обмену купленных учебников, не соответствовавших учебной программе.
И сложная бытовая техника, и книги, и газовое оборудование, и еще многое другое (действительно качественное, без брака) не подлежит обмену, согласно закону, да и продавцу впоследствии будет очень сложно реализовать товар уже с пометкой о продаже в техпаспорте.
За 2003 год подобных необоснованных жалоб в комиссию поступило 10, за 2 месяца текущего года – 4.
Совет второй
Обнаружив брак в купленном изделии, ни в коем случае не пытайтесь устранить его сами.
Купленный палас горожанка некоторое время не разворачивала, расстелив, обрезала до нужной длины. И только тогда обнаружила неравномерный окрас. Естественно, палас у нее продавец не принял. Или другой случай: шуба начала рваться по швам. Женщина сама ее зашила и отнесла с претензией к продавцу. Доказать, что не она своими действиями ухудшила качество изделия, невозможно.
Итак, если вы не мастер на все руки, чтобы привести неудачную покупку в нормальный вид, не делайте с ней ничего, «подправленную» вещь продавец не признает.
Всего за минувший год комиссией зарегистрировано 63 обращения по некачественным товарам, за январь-февраль 2004 года – 9 жалоб на качество бытовой техники, продуктов питания.
Совет третий.
Сложную бытовую технику, например, стиральную машину, газовую плиту, должен устанавливать в вашем доме приглашенный специалист, если подобный сервис не входит в обязанности продавца. Самостоятельная, порою неграмотная установка может привести к поломке техники - в этом будет виновен сам покупатель. Ваша претензия к продавцу в таких случаях не обоснована.
Совет четвертый.
Обязательно запрашивайте гарантию. Обращающиеся в комиссию граждане часто сетуют на малый гарантийный срок, который на товар дают частные предприниматели, - всего 1-3 месяца, хотя в паспорте указаны 6 месяцев. Нужно четко знать, что срок гарантии продавец может установить больший, но никак не меньший, чем указан в паспорте на товар. Если срок не указан вообще, вы вправе предъявить претензии по качеству аж в течение двух лет с даты изготовления.
Совет пятый
Еще одна сфера нашей жизни, способная мотать нервы человеку,- жилищно-коммунальное хозяйство, услуги, предоставляемые предприятиями ЖКХ. И на поставщиков некачественных услуг, оказывается, закон находит управу. Так, в 2003 году в комиссию поступило 10 жалоб от населения по вопросам жилищно-коммунального обслуживания, они касались работы МРЭП «Маяк» (неправильно установлен унитаз, протекала труба, «плакала» крыша) и неверного начисления платы за ЖКУ Службой «Единого заказчика». В 8 случаях требования потребителей были удовлетворены, в 2 случаях оказались необоснованными.
Совет шестой
Не оставляйте без внимания и такую «мелочь» как состояние торговой точки, где вы приобретаете продукты. Неприглядный вид снаружи и бардак вперемешку с несоответствующими продуктовому магазину запахами внутри – высокая вероятность заплатить деньги за испорченный, загрязненный товар.
В прошлом году по жалобам горожан были проведены проверки двух магазинов, за антисанитарное состояние их владельцам пришлось отвечать.
Подготовила
Н.Владимирова.