г. Шумерля Чувашской Республики

Любите и берегите свои удивительные зубы

Любите и берегите свои удивительные зубы

Когда мы здоровы – хотим многого, когда больны – жаждем лишь одного – здоровья! Медики не боги, но всегда виноваты в глазах больных и их родных. Приходится с сожалением констатировать, что у современного пациента часто  повышенное внимание к самому себе удивительно уживается с крайне безответственным отношением к своему же здоровью.  Современный пациент потакает себе во всём: курит, пьёт, переедает, физически мало активен.  Именно на  преодоление этих негативных тенденций, особенно в молодёжной среде, направлен Указ Президента Чувашской Республики «О Годе молодёжи и здорового образа жизни».

В рамках выполнения данного указа главным врачом стоматологической поликлиники О.В. Орловым организовано и проведено исследование вопросов обращаемости пациентов: основных причин обращений, оценок качества врачебного труда пациентами г.Шумерли и уровня гигиенической просвещенности населения.

В исследовании, по принципу случайной выборки, участвовали пациенты, обратившиеся за амбулаторной стоматологической помощью.

Для выяснения информации о пациентах, их отношения к лечению, удовлетворённости стоматологической помощью была специально разработана анкета.

Основную часть опрашиваемых составили лица 20-30 лет, что составляет 32%, и 30-40 лет -  20%. На долю возрастной группы от 50 до 60 лет пришлось 16%, а свыше 60 лет – 20%. Меньшей была доля респондентов в возрасте до 20 лет – всего 12%.

Анализ социально-профессионального статуса пациентов показал, что среди них больше всего рабочих -  52%.  Доля служащих – 16%, пенсионеров - 20%. Несколько меньше среди опрашиваемых было предпринимателей – 6%, а учащиеся и безработные составили  по  3%.

Материалы опроса наглядно показывают, что регулярно соблюдают правила личной гигиены полости рта и чистят зубы 2 раза в день 62% опрошенных,  29% - 1раз в день, изредка чистят зубы – 9%. А лиц, которые вообще не чистят зубы, среди опрошенных  не  оказалось.

На вопрос об использовании дополнительных  средств гигиены (зубочистки, зубные нити - флоссы) только 50% заполнивших анкеты дали положительный ответ. Приведённые данные свидетельствуют о среднем уровне гигиенических и профилактических  знаний  населения.

Следует отметить и такой интересный факт: 70% опрошенных обращаются к стоматологу каждый год, что свидетельствует об их достаточно высокой медицинской активности, 20% - каждые полгода, 3% - каждый месяц, изредка вспоминают о необходимости обследования у стоматолога 7%. Анализ распределения обращений по причинам показал, что в основном (40% случаев) пациенты обращаются за стоматологической помощью только с лечебной целью, 25% - с целью протезирования, с целью удаления – 20%. Посещают врача с профилактической целью лишь 12% опрошенных, т.е. профилактическая (предупредительная) активность населения является низкой.  Доля  лиц, обратившихся с консультативной целью, составила всего 3%.

Отвечая на вопрос «Что из ожидаемого вами оправдалось при получении лечебно-профилактической помощи?», 44% отметили доброжелательное  отношение и культурное обращение, по 24 %  - полное обезболивание и применение качественных пломбировочных материалов.

Изучение отношения населения к платным услугам в стоматологии показало, что более половины опрошенных (56%) высказали своё отрицательное мнение, 44% анкетированных положительно относятся к платным стоматологическим услугам.

О качестве стоматологической помощи в значительной степени можно судить по оценке профессионального уровня врачей стоматологической поликлиники г.Шумерли. Материалы исследования показали, что 50% пациентов считают его высоким, 46% - средним и только 4% - низким.

Определённый интерес представляют ответы на вопрос «Какие мероприятия, на ваш взгляд, необходимы для повышения качества стоматологической помощи?». По материалам социологического исследования, 32% опрошенных отметили необходимость улучшения материально-технической базы, 28% считают важным условием регулярное повышение врачами-стоматологами своей квалификации, а, по мнению 21%, одним из факторов, влияющих на качество оказываемой  медицинской помощи, является увеличение заработной платы медицинского персонала.

Главный врач О.В. Орлов отмечает, что МУЗ «Шумерлинская городская стоматологическая поликлиника» ставит своей целью оказание населению широкого спектра стоматологических  услуг. Но, несмотря на  очевидные успехи науки и несомненное   повышение в целом качества лечения зубных заболеваний, их  распространенность в настоящее время неуклонно растет. По данным различных исследований, в странах СНГ она достигает 98 – 100 % взрослого населения.  Анализ причин данного явления, кроме прочих, выделяет и низкий  уровень просвещенности населения. Поэтому Олег Вячеславович особо выделяет роль участия  самого человека в его отношении к собственному здоровью и  считает важным в профилактической работе пробуждение  собственной ответственности   пациента за здоровье своих десен и зубов. Вместо  далекой  надежды на их излечение необходимо воспитывать себя и своих  детей в духе  «Береги  зубы  смолоду!».



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
24 марта 2004
00:00
Поделиться
;