г. Шумерля Чувашской Республики

Всем им вечная память и слава

В защиту чести и достоинства воина-фронтовика

Некоторое время назад ко мне как краеведу обратилась гражданка Н.Н. Албутова, жительница г.Шумерли. В беседе Нина Николаевна рассказала о нелегкой доле воина-фронтовика, офицера, своего родственника младшего лейтенанта Николая Ивановича Макаркина, 1911 года рождения, уроженца дер.Синькасы Шумерлинского района.

В июне 1941 года Шумерлинским РВК Н.И. Макаркин был призван в ряды Красной Армии и направлен в распоряжение командира 4-го мотострелкового полка внутренних войск НКВД, который в это время находился в столице Украины – Киеве. В дальнейшем в составе этой части он принимал участие в боях при обороне Киева, где в сентябре 1941 года пропал без вести, о чем имеется архивная справка.

После войны кто-то из односельчан сказал, что Макаркин Николай – «власовец», служил во власовской армии». Этот слух среди односельчан гуляет до сих пор.

Нина Николаевна не верит слухам, но в душе переживает за честь и достоинство родственника. А доказать обратное не может.

По личной инициативе Н.Н. Албутова обращалась в различные военные архивы, но утешительного ответа для себя не получила.

В ходе знакомства с собранными ею материалами и того, что рассказала Нина Николаевна, вырисовывалось направление работы по перепроверке имеющихся фактов на Н.И. Макаркина для защиты его чести и достоинства. С этой целью повторно прочитал документальный очерк Евгения Долматовского «Зеленая брама», где он как армейский корреспондент фронтовой газеты непосредственно участвовал в боевых событиях частей Юго-Западного фронта в районе Кировограда и Киева в 1941 году. В этих местах было окружено немцами несколько армий (5, 6, 12, 21, 26 и 37) из состава Юго-Западного фронта. Прочитал и небольшую книжку Богдана Сушинского под названием «Генерал Власов – отверженный и проклятый» (Йошкар-Ола, Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1996 г.).

Богдан Сушинский, говоря о генерале Власове, пишет:

«… В дни празднования 50-летия Победы во второй мировой войне об этом генерале не вспоминали или старались не вспоминать. Не вспоминали об этом генерале и на Украине. Хотя казалось бы… В первые самые страшные месяцы войны 4-й механизированный корпус, которым командовал тогда ещё генерал-майор Андрей Власов, мужественно принял на себя удар частей мощной германской группы армий «Юг» фельдмаршала Рундштадта на Западной границе Украины. Ведь именно генералу Власову была поручена оборона Львова».

И далее: «Он дважды (а по некоторым сведениям – трижды) выводил остатки своего корпуса из окружения и с тяжёлыми боями, не паникуя, отводил в сторону Киева».

… Нет, в самом Киеве, на официальных торжествах по случаю Великой Победы об этом генерале тоже не вспоминали. Хотя при обороне столицы Украины он командовал 37 армией, о которой тоже не упоминали… Уже после того, как командующий Киевским особым военным округом генерал Кирпонос отдал приказ всем соединениям и частям, оказавшимся в «Котле», прорываться из окружения, армия Власова ещё двое суток продолжала удерживать свои рубежи… Представилось мне, что Николай Иванович Макаркин со своей частью – 4-м мотострелковым полком войск НКВД – мог участвовать в обороне Киева.

На мой запрос генеральный директор Мемориального комплекса «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» внес ясность в исследуемый вопрос.

«В период обороны Киева 4-й отдельный мотострелковый полк внутренних войск НКВД входил в состав Киевского укрепленного района (УР) (командующим КИУРа во второй половине июля был назначен генерал А.А. Власов). Бойцы полка принимали активное участие в обороне Киева, мужественно сражались с войсками противника. В результате ожесточенных боев врагу не удалось сразу захватить мост через реку Ирпень… 4-й мотострелковый полк не входил в состав 4-го механизированного корпуса. Такой корпус не значится и в списке частей, принимавших участие в обороне нашего города. Части 4-го мехкорпуса в начале войны находились на Западной границе Украины. Командовал корпусом до середины июля 1941 года тот же генерал Власов.

Все воинские подразделения, которыми командовал А.А. Власов, как и другие части Юго-Западного фронта, в период Киевской оборонительной операции с честью выполнили свой долг перед Родиной, сражались с врагом геройски и храбро».

Штаб Киевского оборонительного района был создан по решению ЦК КП(б), СНК и Президиума Верховного Совета Украины 6 июля 1941 года. Киевский укрепленный район (КИУР) усилили 3 стрелковыми дивизиями и 2 воздушно-десантными бригадами, отдельными частями, курсантами Киевского артиллерийского училища и другими, в том числе здесь был и 4-й мотострелковый полк войск НКВД, в котором служил Н.И. Макаркин. Все войска, сосредоточенные в г.Киеве 8 августа 1941 года, были объединены в 37-ю армию, а командующим назначен А.А. Власов. Киевский укрепрайон вел активную оборону, сочетая оборону с контратаками противника.  Действия Киевского УР и контратаки 5-й, а с 8 августа 37-й армии сорвали попытку врага захватить Киев с ходу, и противник вынужден был прекратить наступление непосредственно на Киев. Враг пошел в обход Киева с частью сил группы армии «Центр» с севера на юг и с частью сил группы армии «Юг» с юга на север. В результате 15 сентября 1941 года в районе Лохвицы немцы замкнули кольцо окружения вокруг всей Киевской группировки советских войск. В окружении оказались 4 армии: 21-я, 5-я, 37-я и 26-я. 19 сентября по приказу Ставки ВГК войска оставили Киев.

Легко сказать: «Оставили город Киев». Возникают вопросы: как оставили, что оставили, как организовали выход из окружения и др. Эти вопросы решаются на месте, на боевых позициях войск под руководством командиров всех уровней. Однако в боевой обстановке весьма сложно правильно и разумно организовать отход войск. В это время большую роль играет «психологический фактор», фактор неизвестности впереди и чувство самосохранения и полной беззащитности, боязнь попасть в плен врагу, умение владеть собой, не подаваться панике.

Враг знает, что вы окружены и ведет более интенсивный огонь по окруженным войскам с целью принуждения и капитуляции или к сдаче в плен. Если враг не сдается – его уничтожают.

Из-за нарушения связи и порядка управления войсками выход из окружения проходил неорганизованно и привел к тяжелым потерям. К 20 сентября противник рассек соединения 5-й, 6-й, 21-й, 37-й и 26-й армий на  три части: одна часть была окружена северо-западнее, другая – юго-восточнее Киева и третья – севернее Золотонши (в 25 км от Черкас). Войска 5-й, 6-й и 21-й армий перемешались и, потеряв управление, пробивались из окружения отдельными группами численностью от несколько десятков до нескольких тысяч человек под руководством инициативных и смелых командиров.

Но не всем окруженным войскам удалось соединиться с основными силами Красной Армии. В трудных многодневных боях войска, попавшие в окружение, несли большие потери. Десятки тысяч воинов и сотни командиров и политработников геройски погибли и пропали без вести в неравной борьбе. Среди них и младший лейтенант Николай Иванович Макаркин. Значительная часть бойцов и командиров, среди которых было много раненых, не смогли избежать фашистского плена. При этом командованию пришлось решать вопрос об уничтожении или выводе из строя тяжёлой техники и вооружения, с которыми невозможно было скрытно проходить линию фронта. Решать вопрос об уничтожении или закапывании в землю штабных документов, а также личных документов воинов. Решать вопрос, как организовать спасение символа полка (части) – Знамени части и т.д. Вопросы эти возникали одновременно и требовали незамедлительного решения.

Однако не каждому командиру удавалось уверенно и достойно справляться с возникавшими на каждом шагу проблемами. Все это происходило под обстрелом противника. Многое зависело от дисциплины и самообладания бойцов и командиров.

Мне как участнику войны ясно представляется, что с Николаем Ивановичем Макаркиным трагедия случилась именно во время артобстрела или бомбежки, где он попал под прямое попадание снаряда или бомбы, и его не стало, возможно, его завалило, засыпало землей. Возможно, утонул во время преодоления водного рубежа, будучи раненым или же какой-то другой внезапно возникший критический случай оказался для него роковым и никто не мог помочь ему. Даже не знают где, когда его не стало…

Именно в сентябре 1941 года Н.И. Макаркин пропал без вести. Согласно существовавшим в те годы правилам офицерский состав из списков части исключался не сразу, а по истечении определенного промежутка времени. Это было сделано для того, чтобы иметь возможность проверить, не появится ли человек в другой воинской части, в лечебном учреждении, в крайнем случае – в плену у немцев и т.д.

Поэтому младший лейтенант Николай Иванович Макаркин из списков офицерского состава исключен приказом начальника Главного управления кадров Красной Армии № 01202 от 12 мая 1945 года, т.е. на 3-й день после окончания войны. В течение всей войны его ждали, надеялись на то, что он появится. Но чуда не случилось. В неполной трофейной картотеке на бывших военнопленных офицерского состава Н.И. Макаркина тоже не оказалось. Он там не значился.

В просмотренных архивными работниками учетных документах личного состава частей НКВД, хранящихся в ЦГСА, сведений о Н.И. Макаркине не обнаружено. По сообщению ЦГСА №1011213 от 27.08.1990 г. документы 4-го Управления Краснознаменного мотострелкового полка им.Дзержинского за 1941 год не сохранились. Это значит, что вся штабная документация 4-го мотострелкового полка войск НКВД, участвовавшего в обороне Киева в июле – сентябре 1941 года, в критической боевой обстановке либо уничтожена на месте на боевых позициях, либо закопана в землю так, что за более чем 60 лет после войны никто на это место не наткнулся, документов не обнаружил. А кто знал тайну – того давно нет в живых.

И, наконец, о Власове. Генерал Андрей Андреевич Власов в 1941 году был командиром 4-го механизированного корпуса в районе Львова на западной границе Советской Украины. Его бойцы приняли тяжёлый удар мощной группировки немцев в первых боях, где понесли большие потери в живой силе и технике. С боями вместе с другими советскими частями отошёл на рубежи старой границы – в район Коростеньского укрепленного района, а позже в Киев, где Власов был назначен комендантом Киевского УР-а, потом командующим 37-й армией, сформированной из разрозненных частей, находящихся в городе, был заместителем командующего Юго-Западным фронтом.

В блокированном Киеве генерал Власов со своей армией находился до оставления города советскими войсками 19 сентября 1941 года. Киев был оставлен только после приказа Ставки ВГК.

Это не текст реляции для награждения Власова, а констатация фактов.

Как известно, командиров, командующих армиями солдаты и младшие офицеры не выбирают. Их назначают. Не вина младших офицеров или солдат, что они служили под командованием генерала Власова в 1941 году, тогда он был ещё не предатель, а защитник, организатор обороны Киева.

Именно в сентябре 1941 года пропал без вести младший лейтенант Николай Иванович Макаркин. Когда Макаркин был в строю, Власов не был предателем, а наоборот – вырос от командира механизированного корпуса до заместителя командующего Юго-Западным фронтом, был комендантом Киевского укрепленного района.

Поэтому за то, что случилось с Власовым потом, в 1942 году и позднее, бойцы и командиры, которые служили под его командованием в 1941 году, не в ответе. Зря, напрасно злопыхатель-односельчанин распустил слух, порочащий честь и достоинство офицера Макаркина. Распространитель клеветнических измышлений не ведал, что говорит и творит. Он посягнул на святая-святых, забыл про мудрость народную о том, что о покойниках плохо не говорят.

«Что касается последнего вашего вопроса – о списках участников обороны Киева и о наличии в них фамилии Н.И. Макаркина, - написал мне в ответном письме директор Украинского Мемориального комплекса «Национальный музей истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» А.С. Артемьев, - то таких списков нет. Только официальная цифра превышает 600 тысяч человек, и по сей день многие имена неизвестны!»

Одним из них – защитником обороны Киева в 1941 году – является чувашский парень из деревни Синькасы Шумерлинского района младший лейтенант Николай Иванович Макаркин.

Всем им вечная память и слава.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
14 апреля 2004
00:00
Поделиться
;