г. Шумерля Чувашской Республики

Основы нравственности закладываются в семье и школе

Во всяком  человеке – Человек  с большой буквы. Иногда его трудно извлечь, иногда невозможно, но пробовать нужно всегда.

Олег Куваев.

Смелое, свободное, выверенное в мелочах и очень высокое по цели Послание продемонстрировало динамику развития ЧР, обнажило многие сложные общественные явления, показало перспективы роста человеческого Я.

Обсуждение Послания в педагогическом коллективе, а затем с обучающимися на классных часах и предметах гуманитарного цикла показало, что темы семьи, школы, молодежи и здорового образа жизни вызывают особый интерес, не могут оставить равнодушными детей и взрослых, будят мысль, призывают к спору, рождают новые идеи.

«Здоровая, образованная, духовно богатая молодежь - это залог успеха Чувашии» -говорится в Послании. Есть ли возможность у молодежи стать такой уже сейчас? Может ли каждый без исключения овладеть богатством человеческих отношений, развить свои умственные, художественные способности, технические таланты, действительно овладеть физической и духовной культурой, а не просто познакомиться с ней в ближайшей перспективе?

Известно, что ребенок развивается с помощью опеки взрослого. Потребность в питании, нормальном сне, в физической защите может быть удовлетворена только с помощью родителей. Основы нравственности, осознанного общественного поведения и ориентация на основные духовные ценности: уважение к родительскому дому, родной земле, природе, к своему народу - закладываются в семье и школе. Именно поэтому Послание призывает поддержать семью и школу. Именно поэтому мы, взрослые, должны помнить что только семейная атмосфера: отношения с близкими, семейные традиции, праздники, играющие огромную «защитную роль» для ребенка, помогают ему выстоять в трудных ситуациях неприятия, нелюбви и конфликтов. Взрослые должны помнить, что их помощь необходима и ценна при формировании у ребенка привычек и пристрастий. Взрослые уже сегодня должны успеть сделать для ребенка все, чтобы он занял достойное место в жизни, приобрел способности к творческому действию. Здоровый образ жизни пропагандируется в Чувашии уже 10 лет. Здоровьесберегающей деятельностью педагогический  коллектив гимназии занимается уже давно. В 2000 году мы приняли участие в конкурсе культурно-образовательных инициатив и были включены в число кандидатов на статус ФЭП (федеральная экспериментальная площадка), а в 2002 году получили статус «ФЭП» для реализации проекта «Модель здоровьесберегающей школы «Сывлёх» - «здоровые дети»

Идеи здоровьесберегающей деятельности нам близки и интересны. С самого начала эксперимента поставили задачу: не превращая школу в санаторий, не подменяя собой поликлинику, доступными нам средствами формировать у обучающихся умение сохранить, развить и укрепить свое здоровье.

В рамках проекта мы выстраиваем здоровьесберегающее пространство. Важное значение придаём обеспечению необходимого ежедневного объема двигательной активности каждого ученика, (динамические часы на воздухе, интегрированный курс психологии и факультативы по программе «Развиваем тело и душу», работа спортивных секций, уроки хореографии и т.д.). Используем достижения педагогических технологий: метод «динамических поз» за партой-конторкой в начальной школе, безотметочное обучение в экспериментальных классах - коррекционно-оздоровительные мероприятия, занятия ЛФК.

Моделируем коммуникативную среду, в которой творчество «модно». Возможность детей реализовать свои способности - важнейший шаг к здоровому образу жизни, т.к. исчезает элемент неудовлетворенности, неуспешности. Создается ситуация, при которой «каждый в чем-то лучше всех!».

Понятие о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического (телесного) здоровья школьников. Важное значение придаем охране психического здоровья детей и подростков. Психогимнастика, психотелесные техники, тренинговые и релаксационные техники саморегуляции активно использует педагог-психолог высшей категории О.В. Тарасина и ее коллега Л.В. Матюнина.

В гимназии сложилась система воспитательной работы, направленной на формирование здорового образа жизни. Особую гордость вызывает праздник «Сила, грация, здоровье!», в котором принимают участие учителя и обучающиеся 1-11 классов. Гордимся и тем, что на Российском Форуме 2003 г. получили диплом победителя конкурса социальных и культурных проектов «За здоровое будущее» и выиграли грант на сумму 100000 рублей. В настоящее время мы осуществляем свой проект и в конце мая пригласим всех шумерлинцев на праздник.

Результаты  здоровьесберегающей деятельности дали свои плоды: мониторинг за 2001, 2002, 2003 гг. показал, что заболеваемость обучающихся гимназии стала ниже общегородского показателя; у ребят формируется активная позиция по отношению к собственному здоровью.

В Послании Президента говорится: «... здоровый образ жизни подразумевает прежде всего духовно-нравственное здоровье, стремление к владению истинными ценностями -такими основополагающими понятиями, как Доброта и Красота, Знание и Вера».

Донести это до молодежи может семья и школа. Школа должна чувствовать дух юности, культивировать его, стать очагом юношеской культуры. Мы стремимся к этому!

Педагоги гимназии думают над тем, как из учреждения, которое всегда имело цель готовить к жизни, превратить школу в центр жизни молодежи и создать позитивный образ современного подростка, способного выступить социальным ориентиром, «образом будущего».



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
30 апреля 2004
00:00
Поделиться
;