г. Шумерля Чувашской Республики

Поздняя справедливость истории

1937 г. вошел в историю как год «большого террора» и в человеческой памяти представляется как год «кровавой бойни». До сих пор, поднимая архивные документы, мы встречаем новые  имена. Не слабеет интерес к проблеме политических репрессий, осмысление их не утратило своей актуальности. Обращаясь к трагическим страницам истории, можно проиллюстрировать

их на примере судеб

наших земляков.

Интересен жизненный путь одного из шумерлинцев – Кузьмы Кузьмича Яргунина.  К.К. Яргунин-Каплин (литературный псевдоним) родился 28 октября 1899 г. в деревне Томлейи Красночетайского района Чувашской АССР. Рос и воспитывался в простой крестьянской семье. С самого детства он испытывал большую тягу к знаниям, благодаря которой стал учителем и писателем. В 1911 году поступил на обучение в Курмышскую второклассную учительскую школу, по окончании которой получил профессию учителя. В течение всей своей жизни он постоянно учился сам и учил детей.  Кузьму Кузьмича его воспитанники очень любили, потому, что он умел интересно и понятно объяснить материал, в хорошем темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее всех так, чтобы для каждого была польза. К.К. Яргунин привлекал  учеников к творческой деятельности, создавая драматические кружки. Причем ставились ими такие серьезные пьесы, как «Борис Годунов», «Недоросль», «Лес», «Барышня-крестьянка» и др. Выступления проходили не только на школьной сцене, но и на городской.

Кузьма Кузьмич был еще и талантливым писателем. Он сотрудничал со многими журналами и газетами, публиковался в журнале «Наши достижения», а за лучший детский рассказ «Педер Яушев» был награжден премией, которую  ему вручил М.Горький. Его перу принадлежат книги для первого-второго класса «Тропинка», на русском и чувашском языках, изданные в 1928-1929 годах. В 1929 г. молодая семья Яргуниных переезжает из с.Аликово в город Шумерлю. Здесь Яргунин-Каплин устраивается учителем в школу № 1.

12 июля 1937 г. в дом к Каплиным пришла беда. Два милиционера, не объясняя ничего, произвели обыск, разыскивая контрреволюционную  литературу, взяли два дневника, в которых были наброски, рассказы, стихи. Не найдя необходимой литературы, милиционеры арестовали Кузьму Кузьмича без объяснений и обвинений. Супруга его обращалась к властям с просьбой объяснить причину ареста. Оказалось, что его и еще 25 человек обвинили по статье «Образование контрреволюционных группировок». В тот же день они были приговорены к расстрелу как «враги народа».

 21 ноября  1937 г. в Чебоксарах было расстреляно 20 человек, среди них был и Каплин. Супруга, Анастасия Матвеевна, все еще писала письма правительству,  и ей отвечали, что её муж жив и работает в Хабаровске. Через несколько лет после  смерти Чувашский Верховный  суд оправдал Кузьму Кузьмича и известил семью о расстреле.

Репрессии отца отразились на судьбах детей, «сынов врага народа». Талий Кузьмич, например, долго не мог устроиться на работу, и штамп «врага народа» стоял на нём долгое время…



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
03 июля 2004
00:00
Поделиться
;