Готовимся к школе
В последние годы мы всё чаще говорим о трудностях обучения в начальной школе. А результаты официальной статистики показывают, что более одной трети детей имеют непреходящие трудности обучения. Это значит, что они не верят в свои силы, не умеют как следует читать и писать, а, следовательно, не имеют шансов получить достойную профессию. Но самая главная беда - наши дети остаются пока один на один со своими школьными трудностями, родители не знают, как им помочь, поэтому и винят в основном школу и учителей. Но причины многих школьных трудностей, как правило, возникают задолго до прихода ребёнка в школу.
До школы ещё есть время. Но вы не раз уже обсуждали с родными и знакомыми, в какую школу лучше отдать сына или дочь, где дают лучшие знания, где опытные учителя, где учат иностранные языки... Пожалуй, самым актуальным в родительской жизни становится вопрос: как выбрать школу?..
То, что ваш ребёнок самый-самый, то, что он, конечно, будет хорошо учиться, преодолеет все нагрузки и справится со всеми препятствиями, - в этом вы, безусловно, не сомневаетесь. Когда разговариваешь с родителями 5-6-летних детей, первым делом слышишь - он всё умеет, он уже ходит в школу искусств, занимается иностранным языком, считает, читает и т.п. А робкие попытки обратить внимание папы или мамы на те или иные особенности в поведении и развитии ребёнка, на его слабое здоровье, на необходимость целенаправленной подготовки к школе разбиваются о стену непонимания. Нас вежливо слушают, для вида соглашаются и... остаются при своём мнении.
Но тем более горькими бывают разочарование, огорчение и растерянность, когда малыш, придя в школу, уже через несколько недель, а то и дней, начинает испытывать трудности - никак не налаживается дружба с детьми, обижают ребята, учительница недовольна его поведением. Не получаются буквы, много ошибок - да можно ли их все перечислить, эти трудности! Со всё нарастающим беспокойством вы замечаете у сына или дочери раздражительность, плаксивость.
Давно известно: начало обучения в школе неизбежно влечёт за собой резкое изменение образа жизни ребёнка и предъявляет серьёзные требования к его физическому и психическому развитию. А успешность обучения будет во многом зависеть от того, учитываем ли мы закономерности физического и психического развития завтрашних и сегодняшних первоклассников.
В 6-7 лет интенсивно идёт развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). А если представить себе, какую нагрузку испытывает этот ещё не сформировавшийся, не завершивший свое построение опорно-двигательный аппарат ребёнка в классе, когда необходимо длительное время удерживать статическую сидячую позу, то становится ясно, почему долго удерживаемая неправильная поза приводит к нарушениям осанки.
Не закончены в этом возрасте рост, формирование костей грудной клетки; и вполне понятно, почему нельзя проходить мимо, если ребёнок тяжело облокотился на парту или край стола при чтении, письме, рисовании.
Дети этого возраста достаточно хорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание на коньках, ходьба на лыжах и т.п. Увы, умение и способность ребёнка выполнять эти «крупные» и довольно сложные виды движения вовсе не означают, что он так же успешно будет выполнять и «мелкие», тонко координированные движения пальцами рук; ведь у ребёнка 6-7 лет ещё слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено отвердение костей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучит при письме жалоба: «болит рука», «рука устала». Да и нервная регуляция движений ещё несовершенна.
Несовершенство нервной регуляции во многом и объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, трудность завершения их по сигналу. При выполнении движений основной контроль принадлежит зрению; и к тому же не просто фиксируется «поле деятельности», а прослеживается всё движение от начала до конца. Поэтому дети так тщательно, с таким старанием выводят буковки, срисовывают рисунки. Так трудно им провести даже несколько строго параллельных линий, трудно на глаз определить величину букв.
Одна из самых острых проблем для многих первоклассников - они не умеют управлять собой. Не все, конечно: в этом возрасте дети уже могут подчинить свои действия речевой словесной инструкции, направляющей внимание ребёнка на определённый объект и его свойства. Первоклассник уже может опираться на устойчивое внимание, направленное на организацию определённой деятельности. Лишь к 9-10 годам произойдёт резкое изменение, и тогда дети смогут работать длительно, сосредоточенно, без отвлечений и ошибок. А в 6-7 лет ребёнок ещё легко и быстро отвлекается.
Одними замечаниями и окриками отвлекаемость не одолеть. И если вы хотите чему-то научить ребёнка 6-7 лет, необходимо создать ситуацию интересную, привлекательную. Запомните важную мысль: внимание поддерживается интересом; длительно сохранять и удерживать внимание к деятельности, лишённой непосредственного интереса, - невозможно. И те педагогические трудности, на которые часто жалуются родители, - их не дети создают. Это взрослые учат и воспитывают неумело, не считаясь с возможностями ребёнка. Почти всегда родители жалуются: во время занятий дети невнимательны, очень трудно заставить их работать без отвлечений. Это безуспешные старания, ибо природа берёт своё: малая устойчивость внимания, высокая эмоциональность и быстро развивающееся так называемое охранительное торможение приводят к отвлечениям и двигательному беспокойству уже после 10-15 минут интенсивной работы.
А родители не могут понять, почему их ребёнок минут через 10 отказывается от занятий, просится погулять!