г. Шумерля Чувашской Республики

Искусство – это оправдание человечества

С незапамятных времен

рождаются на земле ангелы,

как обычные дети, взрослеют

и спешат к детям!

Они и называются учителями.

Это – мы.

Мы живем во времена ускоряющихся перемен, всевозрастающей личной и планетарной боли. Время стало течь быстрее, принося хаос на все уровни жизни. В странах происходит процесс дезинтеграции, политическая ситуация нестабильна. Дети все чаще становятся жертвой насилия и проявляют насилие сами… Земля также переживает и физический кризис, проявляющийся в ураганах, засухах, землетрясениях и т.д.

Старое уступает дорогу новому. Это нормальный процесс возрождения. И новое, безусловно, рождается. Новое осознание медленно пробивает свой путь к свету.

…И путь к свету лежит через постижение прекрасного, познание искусства. «Я думаю, что ключ, способный открыть дверь в будущее человечества, окажется синтезом разума и иррационального  начала (интуиции, непредсказуемости или нелогичности поведения), заложенного в людях. От  того, как коллективный разум сможет опереться на иррациональное начало, и зависит судьба человечества и планеты». Эти слова принадлежат человеку бесспорно выдающемуся, Борису Неменскому, сочетающего в себе Богом данный талант художника и от него же полученное бесценное призвание быть истинным учителем. Эти выводы синхронно перекликаются с философскими и психолого-педагогическими положениями о сути школы XXI века другого педагога, академика Шалвы Амонашвили в книге «Школа жизни».

 Положения, основанные на допущение в процессе образования подрастающего поколения четвертого измерения, которые заключаются в признании Души ребенка, как реальной субстанции, реальности духовного мира, Высших Сил. Отсюда миссия Учителя – человека несущего, передающего свет людям…детям  Только развивая ассоциативно-образное, иррациональное мышление, раскрывая духовный мир личности, «можно открыть   дверь в будущее человечества».

«Ребенок есть носитель своего предназначения, иначе своей миссии. На Земле с пустыми руками не рождается никто. В каждом есть свои возможные дары духа  для людей, и если он воплотит их в действительность, это и будет его путем совершенствования и восхождения». Так начинается одна из глав книги академика  Амонашвили. Я охотно с этим соглашусь. Ведь каждый год в сентябре мы принимаем маленьких людей на путь совершенствования и восхождения через мир искусства на художественное отделение школы искусств в гимназию № 8.

Итак, мир художественных образов должен стать неотъемлемой частью истинной жизни ребенка, подростка, одним словом, растущей и развивающейся личности - нашего с вами будущего.

 Очищающая функция искусства, то, что древние греки называли «катарсисом», должна быть глубоко осознана каждым вступающим в контакт с ребенком и всеми причастными к развитию и формированию духовного мира.

 Мы продолжаем нести свою миссию вот уже более 10 лет. У нас сложились свои традиции и, несмотря на это, мы всегда за обновление. Обновляется учитель – обновляется школа. Учитель реформирует школу, он же, к сожалению, бывает, деформирует ее…

Люди рождаются вовсе не случайно, а друг для друга. Будущее поколение ждет достойных плодов наших миссий. Тогда оно еще успешнее будет совершенствоваться и оставит последующему поколению свои дары Духа. И маленьких людей с маленькими миссиями не бывает. Потому любая детская работа – это венец нашей миссии. Будь то программная или тематическая композиция.

 Это что касается одаренных детей, обучающихся на художественном отделении школы искусств. А как же остальные, неодаренные, с одним часом ИЗО в неделю? И не в качестве примера для обязательного подражания (как у нас часто бывает), а просто как небезынтересную информацию для размышления, Борис Неменский вспоминает опыт Японии, страны, сохранившей вековые традиции художественного воспитания и уважения к красоте. Речь идет о внедрении в японских общеобразовательных школах системы всеобщего художественного воспитания, системы «любования», осваивая которую, дети начинают различать более 240 оттенков цвета, системы, на которую отводится от 2 до 6 часов в неделю.

Такова судьба большинства прогрессивных идей, давно вошедших в практику других стран, но до сих пор отрицаемых инертным мышлением тех, кто не желает перемен к лучшему не столько из консервативных убеждений, сколько из-за собственных амбиций и глухого безразличия к судьбе молодого поколения.

 Как сказал один философ, «если я не открою в себе свой смысл жизни, то сам поиск смысла жизни уже будет смыслом моей жизни». Нашим поиском является участие в различных выставках.

Случайностей не бывает, небеса их не допускают. Нет случайных детей. И дети с определенными способностями тоже  не случайно приходят в наш земной мир. «Потому не достойно ли было применить  нам чудную, прекрасную, высшую мерность, расширить наше сознание и хотя бы для начала оглянуться вокруг, чтобы лучше увидеть этих детей и сердцем приветствовать их! Детей Света!» Так звучит обращение педагога Амонашвили.

Чтобы не пройти мимо таких детей, чтобы их объединить, создаются  проекты – миссии. В нашем случае это выставочная галерея детского творчества в школе искусств или, как мы ее еще называем, лаборатория творчества, которая являет собой углубленное изучение синтеза искусств – истории родного края, России, литературы, музыки, психологии, биологии и мирового искусства в целом. Ведь изостудия, галерея, музей – это то сокровенное место, где пробуждаются творческие силы души, где через приобщение к прекрасному развивается вкус, утончаются чувства и в конечном итоге формируется личность. Хорошо сказал один монах: «Искусство – это оправдание человечества». Искусство призвано приукрасить  жизнь и сделать ее не такой горькой. И дети, как полагается новому поколению, это инстинктивно ощущают, восхищая нас своими работами.   

Выражаем благодарность родителям и всем тем, кто помог открыться галерее детского творчества в гимназии № 8 25 мая: А.Б. Россейкину, А.М. Цыганову, Г.Д. Шашкарову, А.Н. Пянзину, В.А. Гальченко.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
18 августа 2004
00:00
Поделиться
;