Шумерля - фронту
(Продолжение)
2. Трудовой героизм авиастроителей
Широкое движение получило на авиазаводе № 471 и такая форма соревнования, как борьба за овладение профессиональным мастерством, так необходимым для повышения качества продукции, главным образом для выпуска летательных аппаратов - планеров, самолетов. Было разработано положение о звании «Лучший по профессии». Первыми этого звания были удостоены слесарь Н.Сергунин - бригадир комсомольско-молодежной бригады, токарь И.Лаптев -бригадир комсомольско-молодежной бригады, медник П.Велединский, молотобоец Д.Хромин. Иван Лаптев в отдельные смены выполнял нормы выработки более чем на одну тысячу процентов, а месячное задание перевыполнял в шесть раз!
Наркомат авиационной промышленности ВЦСПС неоднократно присуждал заводу классные места в соревновании. Президиум Верховного Совета Чувашии наградил Почетными грамотами в 1943-1944 годах 86 работников предприятия за достижение высокой производительности труда.
Большим авторитетом у коллектива завода пользовались комсомольско-молодежные бригады, возглавляемые молодыми профессионалами А.Кротковым, Н.Сергуниным, И.Ломтевым, В.Краснощековым.
Самой высокой производительности труда добился один из лучших токарей авиазавода Владимир Щеглов. В ночь на 17 октября 1944 года он выполнил сменное задание на 1500%!
Здесь рождались новые почины, совершенствовались формы труда. В 1944 году молодежные бригады авиазавода, следуя почину фронтовой бригады В.Агаркова с Уральского завода тяжелого машиностроения, без ущерба для производства высвободили значительное число рабочих, ИТР и служащих. Суть этого метода заключалась в том, чтобы, объединив бригады сварщиков и монтажников и создав таким путем единый производственный поток, высвободить часть людей и направить их на другие участки. С внедрением этого метода было высвобождено 2 инженера, 6 мастеров, 56 бригадиров, 36 рабочих с годовым фондом зарплаты более 100 тысяч рублей. От внедрения поточного метода производительность труда повысилась на 32%, трудоемкость изготовления самолетов сократилась на 33,5%, себестоимость выпускаемой продукции снизилась против плановой на 7,6%. Только в 1944 году без увеличения количества оборудования, производственных площадей и рабочей силы выпуск самолетов удвоился.
За годы войны авиазавод г.Шумерли изготовил и поставил фронту 137 планеров, 1130 самолетов ПО-2, ЯК-6.
Много труда и энергии в сборке и выпуске самолетов на заводе вложили И.А.Кузнецов - старейший работник, бригадир по сборке самолетов, который работал с 1929 по 1980 годы до выхода на пенсию; Ф.Г. Абушахман - работавший начальником 3 и 4 цехов, где производилась сборка самолетов.
Вот цитата из выступления главного инженера Любанского авиазавода № 471 на собрании хозяйственного актива: «Завод 471 организовался на базе Шумерлинского деревообрабатывающего комбината Министерства лесной промышленности, с декабря 1941 года по октябрь 1942 года выпускал планеры ГР-29, винты и кузова для радиоустановок.
С ноября 1942 года по ноябрь 1943 года завод выпускал 2-х моторный самолет ЯК-6. С декабря 1942 года завод практически приступил к выпуску самолета У-2, ныне именуемого ПО-2. За довольно короткий срок основные кадры рабочих, ИТР и служащих - из местного населения, причем больше половины состава завода – молодежь, освоили производство самолетостроения.
На авиазаводе по состоянию на 1 февраля 1945 года молодежи в возрасте от 14 до 25 лет - 51% от общего числа работающих. Женщин и девушек - 46,5%. Стахановцев - 520 человек. Ударников - 458. Комсомольско-молодежных бригад - 91 с охватом 369 человек, в том числе фронтовых бригад - 28 с охватом 97 человек.
С октября 1943 года завод приступил к серийному выпуску самолетов ПО-2, и наш коллектив гордится не только успехами, достигнутыми в самолетостроении и выполнении плана, но и тем, что самолет ПО-2 оказал большую помощь воинам Красной Армии в разгроме немецко-фашистских захватчиков.
В 1927 году самолет ПО-2 демонстрировался на выставке в Берлине. Тогда, разумеется, ни один немец не мог подумать, что этот безобидный самолет ПО-2 будет наводить ужас на немецких солдат в годы Великой Отечественной войны.
По итогам 1944 года, предпоследнего года Отечественной войны, авиазавод № 471 показывает следующие данные: производственный план по выпуску валовой продукции выполнен на 106,3%, по оборонной продукции - на 107,9%. В результате снижения себестоимости продукции завод в 1944 году имел более одного миллиона рублей экономии. Патриотическое отношение к труду всего коллектива, особенно комсомольско-молодежных и фронтовых бригад, сказались на результативности всей работы предприятия в эти суровые годы войны. Авиазавод в течение 12 месяцев 1944 года одиннадцать раз занимал вторые и третьи места во всесоюзном социалистическом соревновании среди заводов Наркомата авиационной промышленности СССР.
В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР за успешную работу по выпуску самолетов ПО-2 60 человек рабочих, ИТР и служащих завода награждены Почетными грамотами и денежными премиями.
В этом же году Наркомом авиационной промышленности СССР Шахуриным объявлена благодарность всему коллективу завода и 53 человека рабочих, ИТР и служащих награждены значком «Отличник соцсоревнования».
(Продолжение следует).