г. Шумерля Чувашской Республики

Воспитание детей - дело общее

«Поступки -плоды помыслов. Будут разумны помыслы - будут хороши и поступки». Это изречение испанского писателя-моралиста Грасиана, как нельзя лучше раскрывает значимость семинара директоров, состоявшего в конце уходящего года в школе № 1. Тема семинара:  «Система формирования моральной ответственности у учащихся».

Для того, чтобы подчеркнуть актуальность и важность обсуждаемого, а также с целью углубления в проблему семинар, организованный отделом образования под руководством Л.В. Григорьевой, был начат со своеобразного эпиграфа, которым послужил видеофильм, снятый школьной видео-студией об одном дне из жизни ученицы 6а класса школы № 1 Анастасии Шабаловой. Главной идеей фильма стала мысль о том, что человек может стать человеком только путём воспитания. Он то, что делает из него воспитание и окружающее его общество. Издержки политики государства, рыночная экономика диктуют свою культуру. Не всегда это именно то, что необходимо ребёнку. Но бездействие губительно. Поэтому школа и только школа, как бы это не банально звучало, по мнению авторов фильма, сможет ответить на вопрос: «Что делать?» Ведь только школа работает так близко и тесно с теми, кого мы в последствии назовём будущим страны. Мы видим и воспитываем этих детей в самые важные периоды их становления от детства до юности. Поэтому мы должны предложить им свой социум, свою среду обитания с высокой моралью и нравственностью, попробовать увлечь, заинтересовать, научить в будущем делать мир вокруг себя ярче, чище, богаче.

Открыл семинар глава городской администрации В.М. Садырга, который в своём выступлении подчеркнул значимость проблемы нравственного воспитания. Он также познакомил присутствующих с перспективным планом развития города.

В своём выступлении директор школы № 1 В.М. Козин отметил, что школа становится очагом культуры, когда в ней царят четыре культа: Родины, человека, книги и родного слова. Согласно этому им были прослежены четыре основных направления работы школы по формированию  у  детей  моральной  ответственности:  эстетическое, этнопедагогическое, духовно-нравственное, общественно-правовое.

Каждое из направлений было рассмотрено более подробно, с помощью мультимедийной презентации было рассказано о том, как происходит так называемое «шлифование системы». На методических объединениях, производственных совещаниях в школе театральных педагогов, на родительских собраниях, родительских субботах, конференциях отцов и матерей проходит обсуждение, разрабатываются новые пути работы по этой теме. Эти предложения рассматривают педагогический и попечительский советы, окончательный план работы утверждается на совете школы. Все четыре направления по формированию системы моральной ответственности среди учащихся были освещены и на уроках, которые посетили гости. По общему признанию все уроки были представлены на высоком профессиональном уровне, с применением новых педагогических технологий и технических средств. Так, на уроке истории Г.Н. Алексеевой «Правовое государство и гражданское общество» были показаны видеоматериалы с опросом жителей г. Шумерли, а также интервью В.М. Садырги по поставленной проблеме.

Государственным символам ЧР был посвящён урок Л.Б. Исаковой. В ходе подготовки к уроку учителем была проделана большая исследовательская работа, даны современные комментарии по поводу оформления герба, состоялось заочное знакомство с композитором и автором стихов гимна. Эстетическое оформление государственных символов было умело связано с фольклорно-национальными направлениями в живописи.

Особой эмоциональной атмосферой был проникнут урок Е.А. Федуловой, которая рассматривала образ человека на войне в русской классической художественной литературе XX века. Этому способствовала и презентация с хроникальными кадрами, и инсценирование отдельных сцен, и, конечно же, яркое слово учителя.

В.А. Фомина, учитель изобразительного искусства, посвятила свой урок золотой хохломе. Воспринимать эстетику окружающего мира необходимо научить. Вот почему на уроке присутствовали зрительный, музыкальный и литературный ряды. Это русские народные наигрыши, стихотворения о хохломе, эскизы учителя с примерами росписи.

Процесс самовыражения ребёнка с помощью таких уроков формирует в нём лучшие человеческие черты и качества, а главное, моральную ответственность как за самого себя, так и за всё, что делает. Неслучайно на уроке литературы по рассказу «Судьба человека» М. Шолохова ребята пытались «примерить» судьбу Андрея Соколова на себя, рассуждая о том, как же сформировать подобный характер и у себя.

Действительно, очень редко мы слышим от наших детей: «Мы полны чувства национальной гордости за свою Родину, Республику, мы гордимся своим городом, школой». Поэтому в соответствии с требованиями современного подхода воспитание патриотизма и гражданственности, созданию информационного поля в области международного и внутреннего политического положения, а также с целью расширения общего кругозора учащихся в школе была создана «Школа ликвидации политической неграмотности», работа которой была также представлена на семинаре.

Лекторы школы: учитель истории М.М. Гольдштейн, учащиеся 11б класса провели политинформацию на тему «Современное молодёжное течение», на которой в качестве независимых экспертов выступили директора школьных и дошкольных учреждений города.

Знакомство с научно-практической работой «Влияние детских общественных объединений на становление и развитие социально-культурного облика учащихся», выполненной лидером объединения Д.Усмановой под руководством Н.А. Морозовой, продолжило разговор о молодёжных течениях и организациях, а выступление школьной агитбригады на тему «В здоровом теле - здоровый дух» убедило присутствующих руководителей в том, что нашим детям есть что противопоставить наркотикам и алкоголизму.

И хотя новое время по известной привычке принято ругать, сегодняшнее поколение детей, не только не стало хуже, оно стало прогрессивнее и умнее. Прежде всего изменился подход к обучению и воспитанию. Проекту «Маршруты театральных технологий», по которому работает наша школа - два года. Разрабатывая его год назад, мы недооценили его значимость. Слишком долго в нас крепла мысль о том, что игра - это баловство, шалость, а знания - это серьёзно. Применяя театральные технологии на уроках мы убедились, что, играя, познавать мир ребёнку гораздо проще.

Большое значение в этом принадлежит театральной студии «Дрозды». Участники семинара были ознакомлены с основными положениями проекта, на их суд также был представлен отрывок из пьесы Н. Островского «Снегурочка». В этом музыкально-драматическом представлении в полном варианте задействовано 42 человека. Примечательно, что в подготовке спектакля принимала участие вся школа. Для того, чтобы выполнить декорации к спектаклю, учитель изобразительного искусства В.А. Фомина провела конкурс эскизов в 7-х классах, 6-е познакомились с самим произведением на уроках литературы, 8-е классы слушали некоторые фрагменты партитуры оперы «Снегурочка» на уроках музыки, 8 - 11 классы прошли кастинг, проведённый членами клуба.

Недавно на сайте «Образование» была опубликована статья «Идеальный соискатель. О чём мечтают работодатели». В рейтинге предпочтения многих качеств стояли следующие: обаяние, приятность в общении (I место), способность работать в коллективе, быстрая адаптация, энтузиазм, надёжность, умение работать в команде. По сути речь идёт об одном и том же, об умение выстраивать свои отношения так, чтобы результат получился в вашу пользу и вы несли бы ответственность за совершённое. Именно такому выстраиванию отношений учит театр и театральные технологии.

Выстраивая свою систему формирования моральной ответственности, мы, конечно же, не можем сказать о том, что изобретаем нечто новое, невиданное никем ранее. Самое главное, чтобы каждое звено нашей системы, каждый учитель нашей школы каждодневно, кропотливо укреплял в своих учениках мысль о том, что он личность, а значит, несёт за содеянное ответственность.

Но следует помнить о том, что только школа без сотрудничества с обществом и родителями реализовать свои идеи в полном объёме не сможет. Поэтому, «подводя итоги семинара, руководители школ и детских дошкольных учреждении подписали обращение педагогической общественности к жителям Шумерли, ведь формой нравственного общества во все времена была, есть и будет культура. 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
26 января 2005
00:00
Поделиться
;