г. Шумерля Чувашской Республики

Горизонты ближние и дальние

Новые  информационные технологии  приходят в школу. Что они нам обещают? С какой стороны к ним лучше подсту? Как применить их у себя в классе? Над этими вопросами думает сегодня все больше учителей.

Можно считать, что в 80-е г.г. XX в. на смену “индустриальному” обществу пришло “информационное”. “Нашествие” компьютеров - это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Не сам компьютер диктует методы и содержание обучения, но  он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Специалисты образования, как показывает анализ литературы, идут следующими путями в применении новых информационных технологий:

- Компьютер, как средство для обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;

- Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для реализации  различных видов деятельности;

- Компьютер и информационные технологии, как объект изучения в рамках предмета “Информатика”;

- Компьютер как средство развития ребенка.

Полная ломка традиционной методики преподавания вряд ли нужна. Более того, это сделало бы проблематичной компьютеризацию обучения в ближайшем будущем. Опыт использования компьютера позволяет сделать некоторые выводы:

- во-первых, использование компьютера позволяет значительно сэкономить время;

- во-вторых,  изучение материала становится более наглядным, красочным, легко запоминающимся, а результаты   проверки получаются более объективными, позволяют проанализировать объем знаний и степень усвоения материала;

- в-третьих, повышается мотивация к учению за счет новизны материала.

Опыт показывает, что само применение компьютеров в обучении автоматически не решает проблем развития личности школьника. Например, привлекательность компьютера еще не обеспечивает устойчивого интереса к нему и к деятельности, связанной с его использованием. Необходимо постоянно искать возможности поддержания интереса в самом содержании учебного материала, в совершенствовании методики преподавания.

Материально-техническое оснащение  нашей школы (два компьютерных класса - 29 компьютеров, наличие компьютера в методическом кабинете, комнате  детской общественной организации, в библиотеке; два мультимедийных проектора, ноутбук, видеомагнитофон) позволяет совершенствовать формы учебно-воспитательного процесса. Обучение информатике в нашей школе начинается со второго класса. Кроме использования информационных технологий в учебном процессе дети имеют возможность после уроков заниматься индивидуально и под руководством учителя в группах «Электронного репетитора» работать  по электронным учебникам, выйти в Интернет. Работа по электронным учебникам позволяет детям более качественно подготовиться по предмету, к предметной олимпиаде, закрепить свои знания при подготовке к ЕГЭ. В рамках месячника «Молодежь за здоровый образ жизни» в школе был организован «электронный вернисаж» на тему «Нет - наркотикам!». Дети сами придумывали и составляли слайды по данной теме, а потом во время презентации имели возможность прокомментировать свой слайд и высказать отношение к увиденному. Во время новогодних представлений ученики познакомились через мультимедийный проектор с коллекцией новогодних костюмов, созданных в изостудии под руководством учителя ИЗО А.М. Таратина (компьютерная обработка учителя информатики О.Е. Гладковой).

Компьютер все больше и больше входит в нашу повседневную жизнь. И, конечно же, школа не может оставаться от этого в стороне, т.к. увеличивающиеся потоки информации требуют нового уровня осмысления и эффективного усвоения знаний. Для более качественного обеспечения учебного процесса педагоги нашей школы проходят курсы повышения квалификации в Республиканском институте образования, участвуют в конкурсах и проектах с использованием информационных технологий. В 2003-2004 учебном году ученик 8б класса Дамир Каюмов  (учитель С.М. Каюмов) занял  II место в республиканском конкурсе электронных рассказов о своем городе. Ученики нашей школы Яна Маркова, Мария Грачева, Дамир Каюмов, Константин Староверов, Ольга Тимофеева стали победителями и призерами XI  Республиканской научно-практической конференции по экологии, используя при защите своих проектов мультимедийное сопровождение.  В 2004-2005 учебном году ученик 10а класса Антон Карягин занял I место в городской олимпиаде по информатике. Учитель химии Н.В. Морозова принимала участие в республиканском конкурсе на лучший урок с использованием информационных технологий.  В настоящее время в школе силами учителей информатики и зам. директора по информатизации Н.В. Морозовой организованы курсы, где педагоги смогут ликвидировать свои пробелы в компьютерной грамотности. Считаю, что новые информационные технологии необходимо обязательно использовать в учебном процессе, потому что ребят интересует все новое, в частности, компьютер. Поэтому нам надо просто учитывать этот интерес и направлять его, т.к. работа на компьютере позволяет не только формировать знания и умения, но и вырабатывать у детей опыт творческой деятельности. Общаясь с машиной, учащиеся не стесняются своих ошибок, сразу узнают результаты контрольной работы, а учителю остается сделать анализ индивидуальных работ и оценить уровень знаний учащихся в целом, выявить слабые места в усвоении знаний и дать им объективную и справедливую оценку.

Использование новых информационных технологий позволяет привлекать учащихся к приемам самостоятельного поиска, обобщения и систематизации, тем более, что современные технические средства позволяют обрабатывать большие объемы знаний. Особенно важную роль здесь играют телекоммуникационные сети Интернет, где можно найти ответ на любой интересующий вопрос.

И, мне кажется, самое главное то, что работа на компьютере вызывает у ребят положительные эмоции, а это и является главным стимулом в обучающем процессе.  Это позволит им выйти из школы,  овладев необходимым набором знаний, стать конкурентоспособным  во взрослой жизни.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
02 февраля 2005
00:00
Поделиться
;