г. Шумерля Чувашской Республики

Мои детские воспоминания

 

Они погибли, защищая нас: жен, матерей, детей, внуков и правнуков. Мне было 6 лет 5 месяцев, когда началась Великая Отечественная война. Жили на улице, которая называлась Кольцевой лесосклад, в доме под номером 14. Помню, было на нашей улице два барака с общим коридором (один из них до сих пор стоит) и 4 дома. В двух домах жили по две семьи, в двух других – по одной семье.  Из каждого дома в первые дни войны кого-то отправляли на войну. Слышны были крики и слезы матерей, жён и детей. Из белого барака, как мы называли его, ушли на фронт два брата Федяниных, Назаров, Хорычевы сын и отец, Митрофанов. Из другого, старого барака, - Павел Галянин, Дмитрий Цапкин, Григорий Михайлович и Николай Григорьевич Алаевы, Тимофеевы отец и сын, Иван Михайлович Клочков, а раньше, в 1937 и в 1940 годах, были призваны в армию ещё три сына И.М. Клочкова (Михаил, Павел, Николай). Из всех вернулись с войны братья Федянины, которые от ран, полученных на фронте, скончались в 50-х годах. Г.М. Алаев и Н.Г. Алаев тоже умерли,  один – в 1961 году, другой – в 1980 году. Из семьи Клочковых вернулся в 1946 году Павел Иванович. После войны он работал учителем физики в шестом училище города Шумерли, затем – инспектором РОНО. А так как не хватало учителей физики, он преподавал её в школах района. Умер Павел Иванович в 1997 году.

Не все погибшие на полях сражений были героями Советского Союза, но они были защитниками нашей Родины и погибли за неё, защищая своих матерей, жён, детей, будущих внуков и правнуков. Мы же, их дети и внуки, гордимся ими и помним их. Они спасли нас, ныне живущих, от фашистского ига. Мы не знаем,  где они похоронены, но есть у нас в г.Шумерле место, куда мы ходим и приносим цветы, поминаем их. Это вечный огонь. Пусть им вечно будет пухом земля.

Нашей семье повезло. Когда папу везли на фронт, мы его встретили на вокзале. Целый месяц мы жили за линией вокзала, в семье знакомых друзей Бобровых. Мне тогда было 7 лет 6 месяцев. Эту ночь я запомнила на всю свою жизнь. Папа был одет в новую шинель. Высокий, красивый. Стиснув зубы, он не плакал, а только целовал нас, своих четверых детей и маму. Вот строки из папиного письма: «Милые мои деточки Витя, Леля, не давайте плакать маме, берегите её здоровье, слушайтесь. Витя, Лелечка, поцелуйте за меня мою доченьку и маленького птенчика, Коленьку (это второй сын Коля, названный в честь погибшего в начале войны Николая). А когда они будут большими, расскажите им, как я их и вас любил и целовал».

Такие вот были наши отцы и деды, они знали за что умирали – за детей и свою Родину.

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
12 марта 2005
00:00
Поделиться
;