г. Шумерля Чувашской Республики

Жестокость порождает жестокость

Круглое личико тринадцатилетнего Васи (имена изменены.-Авт.) словно, поцеловало солнышко, осыпав множеством ярко-рыжих веснушек. Такие, как он, «солнечные» люди отчего-то кажутся беззаботными и добрыми. Возможно, поэтому сразу прониклась симпатией  к этому мальчугану, который с желанием рассказывал мне и сотруднику инспекции по делам несовершеннолетних Шумерлинского ГОВД о своем житье-бытье.  Вот только беззаботной его детскую жизнь, в которой пришлось испытать и страдания, и голод, совсем не назовешь.

- А что говорить-то? Сейчас с бабушкой я живу хорошо. Как король. Не то, что раньше…- не раз за время беседы повторял по-взрослому серьезно мальчишка.-  А когда  с сестрой жили в доме другой, в школу ходили голодные. Даже хлеба не было, все ее деньги уходили на самогонку. С утра до вечера эта пила, а ночами нам спать не давали ее друзья – пили да громко при этом разговаривали. Так, голодные да сонные, с невыученными уроками мы  ходили в школу. Одно было хорошо – в школе обедом кормили.

- Не называет он мамой мать, лишь этой да другой, - пояснила бабушка, поймав наши удивленные взгляды. – Я учу его, что нельзя так, сынок, мать  все же. Он же, знай, твердит  свое – она мне никто, другая.  Да и как с ним спорить, когда она до сих пор у детей последнее отбирает – все, что уродится в огороде, посаженное нашими руками, «уходит» за спиртное. Да и в избе ее уже ничего не осталось – все пропила. А то, что дети скоро год, как ко мне перебрались жить, ее нисколько не волнует – не приходит она к ним,  даже, встретив  на улице, никогда не поговорит, не поздоровается. Как совсем чужая, отвернется.

Небогато живет Васина бабушка – недавно построенный благодаря помощи старших сыновей добротный кирпичный дом требует еще немалых вложений. А пенсия у нее небольшая. Но что делать – внуки родные, их не бросишь, худо-бедно и накормишь, и напоишь. Благо без дела сидеть она не привыкла – полон двор скотины, да огород в 40 соток. Молоко, хлебушек да картошка есть, а иногда бабуля и сладостями магазинными внучат порадует…Что еще могут пожелать детишки, успевшие в жизни хлебнуть горюшка?!

- Спокойно у бабушки, тихо. А эта нас била, когда кушать просили. Особенно попадало, когда узнавала, что о побоях бабушке рассказывали. А больше била по голове, потом голова еще долго  болела, - продолжал Вася вспоминать новые подробности своей жизни в родительском доме.

Давно опустел дом, в котором ребятишки горе мыкали вместе с «той», с «другой» - их так называемая  мать «вышла замуж» в соседний дом, разделив «любовь» за бутылкой самогона сначала с мужчиной старше себя на десять лет, а затем с его сыном.

- Бабушка, а где пистолеты продают? – подобным вопросом внук недавно ужаснул пожилую женщину.

- Чего это ты еще удумал?

- А застрелил бы я сначала другую, потом старика, а последним - Игоря, - хладнокровно пояснил тогда Вася.

Что на это скажешь?! Жестокость порождает жестокость. Вопрос в другом: оттает ли со временем душа этого маленького человечка, которого так любит солнышко, и который совсем не нужен родной матери? 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
04 июня 2005
00:00
Поделиться
;