Будни межшкольного учебного комбината
В 1980 году на базе восьмилетней школы № 4 г.Шумерли был открыт межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся.
Администрация межшкольного комбината при поддержке городской администрации провела большую работу по созданию учебно-материальной базы трудового обучения учащихся. К этому делу были привлечены промышленные предприятия и организации города. Неоценимую помощь в создании материальной базы оказали завод спецавтомобилей, Шумерлинское автотранспортное предприятие, кожгалантерейная фабрика, комбинат автофургонов, Чувашшвейбыт, фирма «Рассвет» и другие.
Сегодня учебный комбинат имеет в своем оснащении токарную мастерскую со всем необходимым оборудованием, два класса «автодело» с тренажерами. Для обучения школьников практическому вождению в наличии имеются грузовой автомобиль ГАЗ-53 и легковая машина ВАЗ-03.
Учебный кабинет, в котором ведется обучение по торговым профессиям, представляет собой магазин в миниатюре: здесь красочно оформлены витрины, есть образцы товаров, кассовые аппараты, электронные весы, калькуляторы. В кабинете для обучения старшеклассников швейному делу имеются прямострочные швейные машины, 3 и 5-и ниточные оверлоки, тамбурная машина, машина зигзаг, петельная машина.
В 2004-05 учебном году в Шумерлинском межшкольном учебном комбинате обучались 359 учащихся из 5 школ города по 9 профилям. Основное внимание коллектива обращено на подготовку рабочих массовых профессий в сферах материального производства и услуг.
Учебные занятия по трудовому обучению в отличие от учебных занятий в общеобразовательных школах имеют свои специфические особенности. Главное внимание обращено на выработку практических навыков учащихся, выполнение конкретных трудовых операций, ознакомление школьников с техникой и технологией современного промышленного производства.
В целях активизации познавательной деятельности учащиеся в процессе приобретения теоретических знаний широко применяют наглядные методы обучения, демонстрацию натуральных объектов и их плоскостопных изображений (таблиц, чертежей, фотографий). Применяется метод интегрированного обучения. По всем профессиям широко используются научно-популярные кинофильмы, компьютерные технологии.
Практические занятия дают возможность формировать у учащихся трудовые умения и навыки по избранной специальности. Учащиеся практически осваивают устройство машин и механизмов, правила их эксплуатации, знакомятся с сырьем, материалами, инструментом, измерительными и контролирующими приборами, технологией изготовления продукции.
Эффективность теоретических и практических занятий значительно возрастает, если учащиеся своими руками изготавливают продукцию для базовых предприятий. Например, учащиеся-токари вытачивают болты, гайки, штуцеры, муфты, сгоны. Учащиеся-швеи шьют нарядные, модные изделия, наволочки, простыни, детские чепчики, распашонки, спецодежду для торговых предприятий. Учащиеся-повара изготавливают печеные и кондитерские изделия. Операторы ЭВМ работают над созданием программ, сайта.
Продолжением теоретических и практических занятий в учебном комбинате является летняя производственная практика старшеклассников. Она проводится на базовых предприятиях и в мастерских учебного комбината. По договоренности с предприятиями, там, где возможен самостоятельный труд учащихся, выплачивается заработная плата.
Завершающим этапом учебного процесса являются квалификационные экзамены, которые организуются для одиннадцатиклассников в конце четвертой четверти.
В 2004 г. 152 школьника (90,4% от общего числа) получили свидетельства о присвоении рабочего разряда: права водителя категории «АВС», 2 разряд швеи, повара, присвоены профессии продавец, контролер, кассир, мл. воспитатель, секретарь-референт, оператор ЭВМ, мл. медицинская сестра.
На базовых предприятиях проводятся экскурсии, в ходе которых учащиеся знакомятся со структурой предприятий, условиями труда. У комбината установлена тесная связь с профессиональными училищами города.
Конкурс мастерства – одна из форм профессиональной ориентации учащихся. В нашем МУК конкурс на звание лучшего по профессии проводится регулярно. Сначала определяются лучшие в группах, а на втором этапе – группа-победитель. Победители освобождаются от выпускных экзаменов, награждаются подарками и грамотами.
Учебный комбинат ставит перед собой задачу подвести каждого школьника к выбору определенной профессии. В начальный период обучения бывает, что школьник не имеет полного представления о профессии, которую хочет осваивать. Но на первых занятиях убеждается в своей ошибке при выборе профиля обучения. Поэтому в первые 2-3 месяца мы разрешаем десятиклассникам менять профессию.
Обучение школьников в МУК дает положительные результаты. У учащихся формируются знания, навыки и умения, связанные с выполнением технологических процессов изготовления изделий. Они по выбранной профессии приобщаются к производительному труду, видят изготовленную своими руками продукцию. Это развивает и укрепляет в них чувство ответственности за результаты труда, желание работать хорошо, с высоким качеством, бережно использовать материалы, инструменты, оборудование.
Еще один большой плюс межшкольного учебного комбината заключается в том, что наши учащиеся, заканчивая 11 класс, вместе с аттестатом о среднем образовании получают документ о рабочей профессии - первую путевку во взрослую жизнь.
Помимо обучения школьников на базе МОУ «МУК» работают постоянно действующие вечерние курсы по специальностям: водитель категории АВС, повар, продавец- контролер-кассир, швея, массажист, оператор ЭВМ для взрослого населения города и района. За 2004-2005 учебный год 114 человек получили документы о присвоении им профессии.
Однако есть много вопросов, которые администрации и коллективу МУК в сотрудничестве с отделом образования и администрациями школ предстоит решить. Думаю, что творческие поиски помогут более успешно решать эти задачи.