г. Шумерля Чувашской Республики

Управлять школой должно не только государство, но и общественные институты

Не изменяя сложившейся традиции, в последние дни лета педагоги всей республики проводят семинары и конференции с целью более точно определить задачи на новый учебный год и объективно  оценить свои возможности по достижению положительных результатов.

25 августа «большой педсовет» прошел в стенах дворца культуры «Восход». В конференции принимали участие руководитель Госинспекции труда по ЧР И.А. Баскаков, депутат Горсобрания В.В. Яриванов, глава города, на приглашение откликнулись многие предприятия и организации, родительская общественность. И наверняка не пожалели, т.к. заявленная тема была весьма интересна – как и кого привлечь к управлению образованием в нашем городе.

 После одобрения повестки дня конференции и приветственного выступления школьников слово для доклада было предоставлено начальнику ГОРОО Л.В. Григорьевой. За 80 лет существования государственной системы образования в Чувашии, отметила она, педагоги пережили немало трудностей, освоили  немало инноваций. Особо показательна в этом плане последняя «пятилетка»: пилотные проекты, целевые программы поддержки материально-технической базы учреждений образования, мероприятия по активизации творческой  составляющей деятельности педагога любого звена и т.д.

Но на каждой ступени образования еще немало сложностей. К примеру, сегодня дошкольное звено не может разрешить проблему переизбытка желающих посещать детсады. Пусть небольшой, но все же рост рождаемости, улучшение благосостояния многих семей шумерлинцев привели к росту числа воспитанников ясельного возраста, так что образовались немалые очереди на места в ДОУ. Да и в целом увеличилось число детей, посещающих детсады, (до 1200) по сравнению с прошлым годом. Так что завершения реконструкции д/с № 1 «Золотой ключик» все ждут с нетерпением.

В звене среднего образования, наоборот, количество учеников сокращается, все острее встает проблема недоукомплектования классов.  По-прежнему слабы связи школы с производственными структурами, которые могли бы изменить к лучшему ситуацию на рынке труда города. К настоящему времени предприятия промышленности уже испытывают  дефицит кадровой смены из числа молодежи, готовы обучать за свой счёт, но… Среди опрошенных 9-классников лишь 10% планируют выбрать рабочие профессии, среди 11-классников – менее 14%, многие же пополнят ряды дипломированных, однако невостребованных, экономистов, юристов и др.

 В звене начального профессионального образования кризис налицо – не выполнен план приема по специальностям, вяло идет работа по договорам с работодателями, в перечне специальностей нет многих требуемых городу профессий. Грядущее объединение двух профучилищ приведет к созданию на их базе интегрированного учебного заведения, что позволит уйти от копирования деятельности и более полнее  использовать имеющийся потенциал.

Читатель спросит, при чем же тут общественное управление образованием? Оказывается, по опыту других субъектов Федерации, многие из существующих в образовании проблем возможно  снять, допустив к участию в жизни школы (детсада, ПУ) общественные институты. К ним относят различные советы (координационный, директоров, экспертный) и коллегии, фонды, комитеты, школьное самоуправление и др. Надо сказать, что в нашем городе многие образовательные учреждения уже делают первые шаги в данном направлении. По словам выступившей на конференции О.И. Сидоровой из ПУ №6, необходимость организации в училище попечительского совета в 2000 году вызвал финансовый кризис в свете резкого сокращения бюджетного  обеспечения. Сегодня его членами являются и учащиеся, и педагоги, сами платящие членские взносы  и организующие сбор добровольных. В 2004 г. на собранные 118 тысяч рублей училище смогло если не искоренить, то сгладить   актуальные проблемы. В детских садах тоже переходят от родительских комитетов к попечительским советам, привлекая к работе в них сторонние организации и предприятия. Однако и  в «старшем», и в «младшем» звене убеждены, что должен быть создан муниципальный совет попечителей.

На уровне республики уже разрабатывается сетевой проект «Развитие институтов общественного участия в управлении образованием». В нем участвует депутат городского Собрания, директор «Шумерлямежрайгаза»  В.В. Яриванов, который поделился своим взглядом на идущий процесс. Основная мысль  в его выступлении – идея создания попечительского совета  и наделения его определенными функциями не должна сводиться только к аспекту финансирования нужд школы, как нередко сегодня происходит. Совет должен быть полноценным, влиять на выбор учебных программ исходя из ситуации, учитывать специфику малого города. А образовательным учреждениям необходимо пересмотреть свои, пока односторонние, отношения с предприятиями, фирмами, индивидуальными предпринимателями, завлекая их в жизнь заведения обоюдовыгодными делами. 

Это мнение поддержал и В.М. Садырга, остановившись на работе попечительских советов в свете муниципальной реформы. «Обеспечение школ из внебюджетных источников стало традицией, но работа должна идти по более широкому направлению»,- отметил он в завершение деловой части конференции.

 Далее последовала торжественная - награждение педагогических работников. С присвоением почетного звания «Заслуженный учитель ЧР» коллеги поздравили педагога школы № 6 С.И. Сазонову, с Почетными грамотами Минобразования ЧР - Л.Б. Исакову (школа № 1), Т.И. Васильеву (межшкольный учебный комбинат), А.А. Вазинкину (гимназия № 8), Н.В. Строганову (школа № 1). Труд еще более двух десятков учителей, специалистов отдела образования, руководителей учреждений дополнительного  образования, летних лагерей был отмечен Почетными грамотами и благодарностями городского отдела образования.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
31 августа 2005
00:00
Поделиться
;