14:50 Курс - на надежность и стабильность
Радикальные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве становятся реальностью, они проводятся параллельно с реформированием других сфер экономики – бюджетной и налоговой систем, пенсионного обеспечения, административной системы управления экономикой и т.д.
Реформированием жилищно-коммунального хозяйства город занимается не первый год. В практику давно вошли договорные отношения между управляющим коммунальным комплексом органом в лице Службы Единого Заказчика г. Шумерли и коммунальными предприятиями, а также населением. С 1997 года работает служба субсидий по оказанию адресной помощи населению в оплате жилищно-коммунальных услуг.
Сегодня в городе деятельностью жилищно-коммунального хозяйства, на услуги которого проводится регулирование тарифов, занимаются 11 предприятий и организаций различных форм собственности, из них 6 - специализированные и многоотраслевые муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства, оказывающие весь комплекс жилищно-коммунальных услуг.
Вследствие упорядочения тарифного регулирования на местном уровне стало нормализоваться финансовое положение городских предприятий отрасли, хотя оно достаточно сложное ввиду «перекосов», допущенных в предшествующие 5-6 лет из-за сдерживания тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Улучшение показателей в экономике жилищно-коммунального хозяйства, значительная работа по модернизации инженерных сетей, по привлечению инвестиций в отрасль с целью ускорения энергоресурсосбережения невозможно было бы без стабилизации проводимой тарифной политики и обстановки в целом в жилищно-коммунальном комплексе города.
Сегодня стоит задача – сохранить и укрепить доверие жителей города к проводимому администрацией города курсу преобразований в отрасли. Без этого доверия невозможно рассчитывать на эффективное и динамичное развитие. А курс наш – это обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат отрасли жилищно-коммунального хозяйства с целью повышения качества их услуг для населения города. Позитивные результаты в работе жилищно-коммунального хозяйства во многом становятся возможными благодаря проводимой грамотной, взвешенной тарифной политики, особенно в последние 3-4 года. Инструментом решения задач в отрасли стала реализация комплекса программных мероприятий инвестиционной, тарифной и технологической политики. В городе продолжается создание системы материальных, ресурсных, финансовых и тарифных балансов отрасли.
В соответствии с наделенными полномочиями администрацией города проводится тарифное регулирование на основные жилищно-коммунальные услуги для населения города. Уровень их оплаты на 01.09.2005 г. составляет 90 % , что соответствует утвержденному стандарту.
С введением с 01.01.2006 г. в действие Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» у администрации города значительно возрастет ответственность за принятие решений по вопросам местного значения, в т.ч. и по установлению тарифов на услуги коммунального комплекса, которые коренным образом влияют на благосостояние населения и жизнедеятельность отрасли.
Конечно, без проблем в отрасли не обходится. Это и существенный износ инженерных сетей, и сложность привлечения инвестиций, это и качество жилищно-коммунальных услуг, а также их цена.
Решение проблем город начал путем ускорения газификации, которую практически завершили в этом году, модернизации тепло- и водопроводных сетей, на инвестирование которых за последние 5 лет израсходовано около 35 млн. руб. Сегодня уже всем понятно, что без усиления энергосбережения невозможно что-либо сделать в жилищно-коммунальном хозяйстве и сдерживать рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
В настоящее время реконструировано 12 км теплотрасс с заменой труб на новые с пенополиуретановым теплоизоляционным покрытием, модернизировано около 5 км водопроводных сетей, внедрена система контроля за расходом теплоэнергии путем установки 13 теплоузлов, улучшена надежность работы технологического оборудования в ПУ «Водоканал» путем использования частотно-регулируемого электропривода. И это далеко не полный перечень работ, эффект от которых составляет до 5 млн. руб. в год. Конечно же, не остались в стороне и бюджеты различных уровней, из которых на развитие и поддержание отрасли за эти годы было направлено почти 230 млн. руб.
Реализация инвестиционных мер позволила повысить надежность и стабильность работы жилищно-коммунального хозяйства, качество жилищного и коммунального обслуживания населения города. Город перешел к безаварийному режиму, и самое главное – сократились потери в системе жилищно-коммунального хозяйства с 65 % до 30 %. Минувшая зима это доказала – ни одной крупной аварии в городе не было. Но это лишь первый шаг. В дальнейшем от безаварийной работы жилищно-коммунальное хозяйство должно перейти к безубыточному функционированию.
В планах администрации города - перевести жилищно-коммунальный комплекс в рыночный, конкурентоспособный сегмент экономики.
В 2006 году остро встает вопрос по дальнейшим преобразованиям в сфере коммунального комплекса при очередном повышении тарифов на энергоносители и вводимом 100-процентном уровне оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства будет проблематичным удержаться в рекомендуемых плановых темпах удорожания затрат 2006 г. против реальных издержек. Но упор все же будет сделан на энергосбережение и оптимизацию затрат. Сейчас проводятся параллельно расчеты по вариантам реорганизации жилищно-коммунальных предприятий, их акционирование или создание обществ с ограниченной ответственностью, созданию товариществ собственников жилья по территориальному принципу.
Для населения дальнейшей защитой от роста тарифов будет служить усиление контроля за количеством и качеством жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. через установку коммерческих узлов учета энергоресурсов в создаваемых товариществах собственников жилья. У нас их в городе теперь 11.
Особенности жилищно-коммунального хозяйства города настоятельно требуют включения дополнительных мероприятий в Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики. Высокая кредиторская задолженность, по сумме составляющая почти его годовые затраты на производимые услуги и грозящая предприятиям банкротством, должна быть разрешена через систему отсрочки и рассрочки в их уплате не менее чем на 8-10 лет. Этого все ждут от готовящегося нового федерального закона по финансовому оздоровлению жилищно-коммунального хозяйства. Стимулированию инвестиций жилищно-коммунального хозяйства сможет способствовать внедрение практики субсидирования процентной ставки по привлекаемым кредитным ресурсам и погашению не менее 2/3 процентной ставки за счет бюджетов. А без кредитов сегодня уже не обойтись, ведь собственных средств у предприятий отрасли хватает лишь на 3-5 % от минимальных необходимых затрат на техперевооружение, ремонт и реконструкцию инженерных объектов. Будет усилена работа по привлечению средств населения через создание новых товариществ собственников жилья и др. некоммерческие организации.
Делая просчет своих возможностей и потребностей по жилищно-коммунальному хозяйству (а у нас это соотношение 1:3,5), приходим к выводу о необходимости и в дальнейшем сохранении позиции государства в инвестировании отрасли, без которого решение основных проблем грозит быть затяжным. Эту тему сегодня город реализует через готовящиеся адресные республиканские инвестиционные и целевые программы 2006 года.
Сегодня в принципе в городе определены основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства в свете федерального закона № 131, связанного с возрастанием роли муниципалитета в новых рыночных условиях хозяйствования, и будут приложены все силы для нормальной, спокойной реализации требований вводимых федеральных законов.