г. Шумерля Чувашской Республики

Национальные проекты

Будем обновлять свои методы,

будем обновлять свои отношения с детьми,

будем обновляться сами,

будем сотрудничать с детьми и между собой.

С. Соловейчик.

Обретая второе дыхание

Это высказывание С.Соловейчика было цитатой дня в День общественной экспертизы, который состоялся 24 декабря в МОУ «СОШ №3».

Дух открытости царил и пронизывал в этот день все образовательное пространство школы.

 Гостей пригласили в актовый зал на электронную презентацию, в которой был    дан краткий обзор основных направлений школы и озвучена  миссия «зеленой» школы: экологическая школа – это школа, которая не ставит самоцелью подготовку профессиональных экологов, а стремится воспитать бережное отношение к окружающему миру. Эта мысль была наглядно представлена в «визитке школы», где, опираясь на лучшее  в педагогике Сухомлинского, ученикам удалось показать главную идею школы – жить «В гармонии с природой!». Затем гостям школы был представлен опыт работы учителя ИЗО и технологии  А.М. Таратина  и виртуальный обзор школьного сайта.

В течение всего дня гости школы и эксперты знакомились с реализацией деятельных программ, выбранных ключевыми педагогическим коллективом:

 

ПРОГРАММА «ОТЕЧЕСТВО»,

объединяющая детей, подростков, взрослых на основе интереса к природе родного края, способствующая формированию интереса и привязанности к большой и малой родине, патриотиче­ских чувств, исторического сознания, социальной активности; расширение и углубление знаний и представлений детей об окружаю­щем мире,  в процессе участия в практической краеведческой деятельно­сти, туристских походах и экскурсиях.

Эта программа нашла свое отражение в работе школьного музея. В этот день все могли пройти по импровизированным залам школьного музея и увидеть,  какая большая работа проведена   Л.И. Лермонтовой, являющейся хранительницей школьных традиций, по систематизации материала об истории школы и города, собран богатый материал о народных промыслах России и нашего города.

Ребята из «Клуба любителей зеленых растений» под руководством Е.В. Сотниченко  рассказали о роли комнатных  растений в жизни человека, провели экскурсию по «зимнему саду». Все присутствующие в этот день могли определить победителя  школьного конкурса на лучшую новогоднюю композицию.

Формированию экологической культуры были посвящены в этот день «Экологический журнал» и «Экологическая викторина» для  родителей и младших школьников.

Завершился 2005 год, объявленный  Президентом Чувашской Республики Н.В. Фёдоровым Годом парков и садов. Интересную экскурсию по городскому парку совершили учащиеся 5 «б» класса на уроке математики, проведенном Ю.В. Никитиной. Ребята и гости узнали историю создания зеленого острова города Шумерли, прошли по экологической тропе городского парка, состоящей из 7 станций: «Здоровья», «Липовой аллеи», «Пруда»,  «Ручья», «Березки», «Сосенки», «Дуба – патриарха русского леса». Экскурсоводы подготовили сообщения о каждой станции, об экологическом состоянии  городского парка.

Формирование чувства патриотизма – одна из важнейших целей воспитания подрастающего поколения. Уроки истории являются средством к достижению данной цели. Т.А. Алексеева провела  в 11а классе урок–презентацию «Великая Отечественная война», где учащиеся разобрали причины войны, раскрыли её этапы. Урок прошел живо, чему способствовало и использование мультимедийных учебников, энциклопедий. Завершилось занятие показом презентации «Московская битва», подготовленной А.Батраковым и И.Гришиной.

Проблема семьи – актуальная проблема многовековой истории народа. В России «мысль семейная» рассматривалась всегда как «мысль народная», т.е. «мысль патриотическая». Взаимопомощь и моральная ответственность – это «два кита», на которых держится семья. В 8 «а» классе   Л.П. Дергунова  организовала классный час  «Герб моей семьи».  Ребята подготовили сообщения об ответственности за семейный очаг, о семейных реликвиях, рассказали, как они помогают воспитывать «младших» дома.  Также на уроке был организован  конкурс «дела семейные», проведен  психологический анализ ситуации в семье. В заключение урока учащиеся прочитали свои сочинения на тему «Герб моей семьи».

 

ПРОГРАММА «СОЗВЕЗДИЕ»

призвана объединять подростков по различным областям научных знаний.

На презентации научно-исследовательских работ по физике семиклассники и их классный руководитель Г.Г. Скороходова продемонстрировали самодельные приборы (барометр, дождемер), изложили проблемы школы, связанные с потреблением электроэнергии. Очередное занятие по физическому практикуму с обучающимися 9-х классов провела К.П. Красненкова.  Открытое заседание школьного научного общества «Росток» было посвящено пропаганде научно-исследовательских навыков среди обучающихся школы и обсуждению положений  о дипломных и творческих работах, апробируемых за счет участия в эксперименте Школ Ступеней Обучения. Данные положения нашли одобрение как среди детей, так и среди присутствующих родителей.

Развитие математических способностей и навыков  решения практических задач с экономическим содержанием у учащихся – такова была цель игры «Математик-бизнесмен», проведенной в 8 «б» классе В.П. Лукичевой. «Юнистрим» и «Юниорбанк» - названия банков, появившихся на короткое время в школе. Ребята с огромным удовольствием вжились в роли банкиров и акционеров.

 

ПРОГРАММА «В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ»

направлена на пропаганду здорового образа жизни детей и их родителей, объединение подростков по интересам к различным видам спорта; содействие утверждению в жизни современного общества идей духовного и физического совершенствования детей и подростков школы.

Учитель физкультуры Ю.А. Луканов организовал матч по пионерболу среди команд 6-х и 9-х классов. Руководитель ОБЖ Н.Ф. Поляков  и его подопечные на очередном занятии кадетского класса продемонстрировали умение метко стрелять, вязать узлы, преодолевать препятствия. Ни один урок в этот день, разумеется, не обошелся без традиционной физкультминутки.

Психическое здоровье не менее важно, чем здоровье физическое. Зная  это, Е.М. Трошина провела практикум для 4-х классов «Волшебная лавка качеств», задавшись целью сформировать представление о ресурсах психики, научить безоценочному отношению к проявлению чувств.

 

Искусство  служит средством познания с одной стороны, с другой – средством воспитания.

«МИР СПАСЕТСЯ КРАСОТОЙ» -

еще одно направление работы школы. Оно также было широко представлено гостям в день открытых дверей. 

Прошел отчетный концерт  филиала «Школы искусств»  №1 «Вместе весело шагать …», состоялись выступления хорового коллектива (руководитель Г.М. Бацокина), танцевальной студии «Арабески» (руководитель М.Н. Кайнова). Одним из ключевых моментов была выставка работ учителя ИЗО, черчения и технологии А.М. Таратина «Золотые руки», где были представлены картины, модели военной техники, поделки из дерева. Состоялся и интегрированный урок информатики и ИЗО «Рождение образа» (А.М. Таратин, С.М. Каюмов).

Чувство прекрасного помогают развивать не только предметы эстетического  направления. Очередное занятие кружка информатики во 2-м классе  под руководством О.Е. Гладковой было посвящено созданию поздравительной новогодней открытки. На экране компьютера дети рисовали снеговиков, которые предстали перед зрителями во всей своей красе. Мастер-класс С.Н. Катюшиной  продемонстрировал педагогам и родителям «Как прекрасен этот мир!»

В течение всего дня в школе под руководством О.Е. Гладковой  и Н.В. Морозовой работал пресс-центр, куда собиралась вся информация о проделанной в этот день работе. Родители могли ознакомиться с работой школьного медпункта и столовой, встретиться с администрацией школы. В этот день Центр социологических опросов под руководством Е.П. Казиковой и А.И. Митиной выявлял родительскую удовлетворенность. По результатам опроса 35,7% родителей хотели бы принимать участие в управлении школой, удовлетворенность наметившейся тенденцией развития школы выразили 78,5%, и все единодушно пожелали проводить дни открытых дверей ежегодно. А на импровизированных стендах любой из присутствующих мог выразить свое отношение к школе, продолжив предложение «Наша школа ...» (для родителей) и «Моя школа …» (для учеников). Вот некоторые из них:

Наша школа…

- второй дом для моего ребенка;

- место, где всегда помогут мне и моему ребенку;

- это начало жизненного пути в мир знаний;

Моя школа …

- это настоящее и будущее моей жизни;

- место, где я нашла много друзей;

- самая лучшая;

- мой второй дом…

Кольцевым обрамлением насыщенной программы дня стал «Круглый стол» по теме «Школа вчера, сегодня, завтра…», за которым состоялся конструктивный диалог руководства школы, членов ДШО «Планета МИК» и членов управляющего совета школы. За «круглым столом»  члены управляющего совета с большим интересом познакомились с работой  школьного объединения «Планета МИК», целями, формами работы. Ребята  представили свою роль в организации соуправления школы. Принимая участие в таком мероприятии, дети учатся быть полезными друг другу,  школе, обществу. Эмоциональные переживания за тот или иной вид работы дает возможность с ранних лет ощутить себя гражданином своей страны, города, школы.

Отрадно, что среди членов управляющего совета есть бывшие выпускники школы, которые отметили, что наряду с позитивными изменениями,  которые произошли в школе в связи со строительством пристроя,  сохранились и развиваются лучшие традиции школы №3, накопленные десятилетиями.  В школе практически отсутствует текучесть кадров. Многие выпускники вернулись в родную школу в качестве учителей, транслируя опыт лучших педагогов города, таких как З.В. Шурыгина, Г.В. Колегова и многих других, которые и по сей день не потеряли связь со школой.  

Школа включилась в эксперимент по совершенствованию структуры преподавания в области физического воспитания и апробацию красноярской модели ШСО. «Сильным и опытным становится педагог, который умеет анализировать свой труд… Учитель, умеющий проникать в сущность фактов, в причинно-следственные связи между ними, предотвращает многие трудности и неудачи», - эти слова  из педагогики В.А. Сухомлинского  позволяют оглядываться назад и понимать, что коллективом школы проделана большая работа в направлении модернизации российского образования, и осознавать, что предстоит еще очень много претворить в жизнь, чтобы создать свою образовательную нишу в социо-культурном пространстве города.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
18 января 2006
00:00
Поделиться