г. Шумерля Чувашской Республики

Чем грамотнее покупатель, тем добросовестнее продавец

История потребительского движения в России начала свой отсчет времени с 80-х годов. Первая попытка с помощью законодательства урегулировать отношения с потребителем была сделана в начале 1992 года, когда на территории Российской Федерации начал действовать Закон РФ “О защите прав потребителей”. В закон неоднократно вносились изменения, связанные прежде всего с возросшими современными требованиями потребителя. Данный закон не только устанавливает основные права потребителей, но и закрепляет четкие механизмы реализации этих прав, в отличие от многих законодательных актов этот закон прямого действия – любой потребитель, прочитав его, может самостоятельно защитить свои интересы.

Хочется отметить, что за 14 лет, прошедших со дня введения в действие данного закона, решены такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах,  в том числе об импортных товарах, на русском языке. Сейчас, но уже крайне редко, в некоторых магазинах еще можно встретить товар импортного производства без аннотации на русском языке. Торговые предприятия и предприниматели должны серьезно отнестись к данному вопросу и не допускать продажу таких товаров населению, а потребитель не покупать сомнительный товар, ведь отсутствие перевода на товаре импортного производства может нанести вред здоровью потребителя вследствие неправильного его применения.

Следующий вопрос - о выдаче кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку товара. Но даже если Вы не потребовали и в магазине Вам не дали чек, Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя.

Но главная проблема заключается в том, что сами потребители практически не знают своих прав и, соответственно, пользоваться ими не могут.

До сих пор имеют место случаи, когда в том или ином магазине берут за пакеты 20-30 копеек. Продавцы, а иногда и руководители таких предприятий не знают или делают вид, что не знают, что согласно законодательству развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.

 Сегодня в сфере торговли, услуг также запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров. Продавец не вправе без желания потребителя предоставлять ему дополнительные платные товары и услуги.

Предприятия и организации различных форм собственности, а также индивидуальные предприниматели обязаны строго соблюдать действующее нормативное законодательство, которое определяет обязательные требования к качеству товаров, выполненных работ и услуг. И те хозяйствующие субъекты, которые сегодня хотят остаться на плаву, в строю действующих и развивающихся, должны уважать и чтить данный закон.

Практическое применение Закона «О защите прав потребителей» в городе Шумерле достигается работой городской комиссии по защите прав потребителей, организованной в 1992 году. В центре внимания комиссии   находятся вопросы защиты прав потребителей в части соблюдения правил торговли, общественного питания и бытового обслуживания, даются консультации потребителям по вопросам защиты прав потребителей применительно к конкретным ситуациям. Жалобы населения связаны в основном с качеством товаров, с трудностями при обмене товара и нарушениями сроков устранения недостатков. В большинстве случаев потребитель обращается за помощью при покупке товара ненадлежащего качества. Чаще всего население жалуется на покупку некачественной обуви, сложнобытовой техники, сотовых телефонов.

За 2005 год от потребителей г.Шумерля поступило 84 обращения (в 2004 году жалоб было 128), из них обнаружили ущемление потребительских прав – 68 в сфере торговли, 12 в сфере услуг, в остальных случаях требования были необоснованны. В течение января и февраля 2006 года в администрацию города по вопросу защиты прав потребителя обратились 10 граждан. За аналогичный период прошлого года - 14 человек. Как положительное можно отметить то, что хотя еще часты продажи некачественных товаров, некачественное предоставление услуг, но с  каждым годом большинство продавцов и производителей, увидев грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда. Ведь чем больше потребитель будет доказывать свою правоту, чем чаще замечать и заявлять о нарушении своих прав как потребителя, тем ответственнее сами производители будут относиться к своим задачам, тем внимательнее и доброжелательнее они будут к потребителям своих услуг и товаров.

 



18 марта 2006
00:00
Поделиться