Идеи школы Сухомлинского продолжают воплощаться
В рамках Недели Земли в МОУ «СОШ №3» города Шумерля 7 апреля прошли «Сухомлинские чтения» Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств понятие «экологическая школа» продолжает выглядеть несколько экзотично. В то же время комплексный характер экологического образования, его межпредметное содержание связаны необходимостью координации усилий педагогов предметников в рамках единой педагогической системы, каковой и должна выступить экологическая школа.
Наиболее оптимально модель экологической школы реализуется в педагогике Сухомлинского. Василий Александрович Сухомлинский стремился, чтобы ребенок увидел красоту природы, которая становится еще красивее оттого, что к ней обратил свою заботу он, ребенок. Плодовый сад – наиболее яркое сочетание первозданной красоты с красотой, созданной руками человека. Плодоносный сад и в прямом, и в философском смысле - сердцевина педагогики Сухомлинского. Не какие- то особенные методы и способы воспитания детей, а именно философия сада лежит в основе его педагогики. Для обмена опытом работы по формированию экологических знаний и культуры обучающихся в школе и проводятся «Сухомлинские чтения», которые призваны поднять на новый уровень экологическую культуру обучающихся, дать возможность поделиться представителям различных предметных областей инновационными методиками в данной области.
В организационном плане экологизация педагогического процесса проходит в школе в нескольких направлениях:
1. Максимальное использование эколого-образовательного потенциала всех учебных дисциплин.
2. Наполнение экологическим содержанием формальных упражнений и задач по физике, математике, русскому языку и т.д.
3.Комплексное целенаправленное использование различных внеклассных форм экологического образования
4.Специальная организация внеурочного образовательного процесса.
Опыт учителя Красненковой К.П. был интересен тем, что ей удалось соединить валеологию, экологию и физику не только в учебном процессе, но и в организации исследовательских навыков детей. Ее воспитанники с исследовательскими работами «Акустика и живые организмы», «Перегруз позвоночника – искривление осанки и сколиоз», стали призерами и победителями республиканских экологических научно-практических конференций. Учитель начальных классов Катюшина С.Н. бережное отношению к природе формирует через уроки математики, ИЗО, чтения, технологии, носящие природоведческий характер. Рисунки детей, хранимые учителем в специальных папках, книжки-малышки, поделки их природного материала, исследовательские работы – вот далеко не полный перечень демонстрационного материала, которым сопровождалось ее выступление. Лермонтова Л.И., учитель русского языка и литературы органично вплетает в преподавание литературы и русского языка мысль о том, что мы не унаследовали землю наших предков, а взяли ее взаймы у наших детей.
Педагогические чтения завершились интегрированным уроком технологии и окружающего мира учителя начальных классов Силовой Т.Н. во втором классе. Ей удалось побудить интерес к «Классу земноводных» и бережное к ним отношение через использование мультимедийных средств, народного фольклора. После яркого эмоционального рассказа о лягушках и жабах, их образе жизни ребята с удовольствием создали из пластилина и природного материала композицию и решили, что лягушки очень симпатичные и полезные животные. Экологическая школа — не учебное заведение, готовящее профессиональных экологов, но она призвана формировать высокий уровень экологи ческой культуры у своих воспитанников. Созданная в школе система работы по экологическому воспитанию позволяет это делать успешно.