г. Шумерля Чувашской Республики

Идеи школы Сухомлинского продолжают воплощаться

   В рамках Недели Земли в МОУ «СОШ №3» города Шумерля  7 апреля прошли «Сухомлинские чтения» Сегодня, когда стали давно привычными спортивные школы, математические школы, гуманитарные школы, школы искусств понятие «экологическая школа» продолжает выглядеть несколько экзотично. В то же время комплексный характер экологического образования, его межпредметное содержание связаны необходимостью координации усилий педагогов предметников в рамках единой педагогической системы, каковой и должна выступить экологическая школа.

   Наиболее оптимально модель экологической школы реализуется  в педагогике Сухомлинского. Василий Александрович Сухомлинский  стремился, чтобы ребенок увидел красоту природы, которая становится еще красивее оттого,  что к ней обратил свою заботу он, ребенок. Плодовый сад – наиболее яркое сочетание первозданной красоты с красотой,  созданной руками человека.  Плодоносный сад и в прямом, и в философском смысле  - сердцевина педагогики Сухомлинского. Не  какие- то особенные методы и способы воспитания детей, а именно философия сада лежит в основе его педагогики. Для обмена опытом работы по формированию экологических  знаний и культуры обучающихся в школе и проводятся «Сухомлинские чтения», которые призваны поднять на новый уровень экологическую культуру обучающихся,  дать возможность поделиться  представителям различных предметных областей инновационными  методиками в данной области.

   В организационном плане экологизация педагогического процесса проходит  в  школе в нескольких направлениях:

1. Максимальное использование эколого-образовательного потенциала всех учебных дисциплин.

2. Наполнение экологическим содержанием формальных упражнений  и задач по физике, математике, русскому языку и  т.д.

3.Комплексное целенаправленное использование различных внеклассных форм экологического образования

4.Специальная организация внеурочного образовательного процесса.

   Опыт  учителя Красненковой К.П. был интересен тем, что ей удалось соединить валеологию, экологию и физику  не только в учебном процессе, но и в организации исследовательских навыков детей. Ее воспитанники с исследовательскими работами  «Акустика  и живые организмы», «Перегруз позвоночника – искривление осанки и сколиоз», стали призерами и победителями республиканских экологических научно-практических конференций. Учитель начальных классов Катюшина С.Н. бережное отношению к природе формирует через уроки математики, ИЗО,  чтения, технологии, носящие  природоведческий характер. Рисунки детей, хранимые учителем в специальных папках, книжки-малышки, поделки их природного материала, исследовательские работы – вот далеко не полный перечень демонстрационного материала, которым сопровождалось ее выступление. Лермонтова Л.И., учитель русского языка и литературы органично вплетает в преподавание литературы и русского языка мысль о том, что мы не унаследовали землю наших предков, а взяли ее взаймы у наших детей.

   Педагогические чтения завершились интегрированным уроком  технологии и окружающего мира учителя начальных классов Силовой Т.Н. во втором классе.  Ей удалось побудить интерес к «Классу земноводных»  и бережное к ним отношение через использование мультимедийных средств, народного фольклора. После яркого эмоционального рассказа о лягушках и жабах, их образе жизни ребята с удовольствием создали  из пластилина и природного материала  композицию и решили, что лягушки очень симпатичные и полезные животные.  Экологическая школа — не учебное заведение, готовящее профессиональных экологов, но она призвана формировать высокий уровень экологи ческой культуры у своих воспитанников. Созданная в школе система работы по экологическому воспитанию позволяет это делать успешно.

 



07 апреля 2006
00:00
Поделиться