г. Шумерля Чувашской Республики

Дороги жизни

     «Как в хлеб и воду верю я в друзей».

Н.Левчук.

1. Институтское братство

23 апреля 2004 года в Московском лесотехническом институте (МЛТИ) произошло небольшое событие. Около парадного входа собрались на свою 10-ю встречу бывшие выпускники факультета механической технологии древесины 1954 года выпуска. Это единственный выпуск, который на протяжении полувека собирался в стенах института для отчета об очередном пятилетнем периоде работы и жизни перед сверстниками и институтом.

Десятая встреча - юбилейная, пятьдесят лет назад, весной 1954 года, 70 студентов получили путевку в жизнь. Теперь на 10-ю встречу пришли уже не инженеры производства, а 26 пенсионеров. Остальные остались за пределами жизни.

Сбор прошел как всегда в актовом зале, повестка дня - постоянная. Первый вопрос – информация об изменении численности за истекший период, второй - информация руководства факультета об изменениях в учебном процессе за последние пять лет, третий – отчет бывших выпускников о личной жизни и о судьбе производств, которым они отдали свой жизненный ресурс. Последний вопрос – что делать с уставом студенческого содружества? Решение было простое – пусть устав действует бессрочно, в конце жизненного пути коллектива устав сдать в архив института.

На эту встречу, как и все предыдущие, я ездил вместе с А.П. Крыловым. Во время учебы мы жили в одной комнате в общежитии,  вместе 33 года работали на Шумерлинском комбинате автофургонов. У нас были надежные общие друзья. После  возвращения в Шумерлю ему хватило жизненных сил только на два месяца, я его навещал, мы беседовали о нашей студенческой жизни и работе. Он очень ценил прожитую жизнь, любил вторую родину - г.Шумерлю и просил меня написать статью в городскую газету с хорошими словами о студентах курса, о развитии комбината автофургонов, о Шумерле, о дружбе и поддержке, о товарищах, друзьях, учителях.  А я не знал как подойти к этой проблеме в современное нестабильное время.

Весь состав курса института, на котором мы учились, состоял из бывших детей военного времени. Этому поколению пришлось в возрасте 10-12 лет с началом войны взять на себя ведение домашнего хозяйства и заботу о младших братьях и сестрах. Они работали в колхозах и на различных предприятиях, где не хватало рабочих рук. Многие оставляли школьное обучение, чтобы закончить школы ФЗО и РУ, а получив рабочие специальности, работать на промышленных предприятиях.

На примере моей школы, расположенной на Верхней Волге в рабочем поселке с численностью 10 тыс. человек, видно, как трудно было в 1948 г. комплектовать состав учеников 10 класса. Ни в рабочем поселке, ни в колхозных поселениях не было подходящих учеников. С учетом районного пополнения в 10 класс с трудом набрали всего 9 учеников. По окончании учебы аттестаты получили семь учащихся, из них ребят было 3 человека, которые решили совместно поступать в Московский лесотехнический институт, основанный в 1943 году. К нашему удивлению все трое легко сдали приемные экзамены и были зачислены в ряды студентов, на факультет механической технологии древесины.

Основной состав курса: 64 студента - учащиеся школ, три специалиста после окончания техникумов и три - бывшие фронтовики, награжденные орденами и медалями. Мужчин – 38, женщин – 32. 95% состава - лица русской национальности. В то время не принимались на обучение учащиеся с Кавказа и Украины.   

 В годы учебы  в институте среди студентов курса не было проблем с дисциплиной и успеваемостью, средний балл по курсу был в пределах 4. Хотя выплата стипендий в те годы не увязывалась с уровнем успеваемости. Нашей кафедрой была надлежащим образом организована производственная практика на Мытищинском машиностроительном заводе, а также на различных мебельных, лесопильных и деревообрабатывающих предприятиях Поволжья, Белоруссии и Архангельской области.

Военные сборы проходили на солдатской базе Гороховецких лагерей и на базе Рязанского военного училища, в реальных условиях армейской жизни с ночными тревогами, марш-бросками и  боями.

На кафедре физкультуры и спорта функционировали различные спортивные секции. Большинство студентов серьезно занимались спортом и ежегодно выступали на соревнованиях, на первенствах вузов Московской области. Культурный уровень поддерживался посещением Московских ведущих театров (по самым дешевым билетам), музеев, стадионов. В праздники ездили на Красную площадь, чтобы пройти мимо Мавзолея.

За пять лет учебы и студенческой жизни коллектив курса сплотился  и жил общими заботами, поддерживая друг друга. К концу учебы среди студентов и студенток образовались 10 молодых студенческих семей, что подтверждает серьезное отношение к будущей жизни.

Последний семестр пятого курса был отведен для работы над дипломными проектами. Преподаватели всех дисциплин при первой возможности появлялись в дипломантской аудитории и консультировали студентов. Почти каждому студенту хотелось показать свой труд профессору Н.С. Войтинскому. У меня появилось тоже желание задать ему не рабочий, а жизненный вопрос. Изложенный вопрос на листе бумаги я передал профессору. Он просмотрел текст, вышел на середину помещения и попросил у студентов внимания на несколько минут. Содержание вопроса примерно было такое: «Вы, Николай Сергеевич, ежедневно консультируете и проверяете у студентов чертежи и расчеты и постоянно в работах находите просчеты и отклонения,  которые мягко называете ошибками. Так вольготно может быть только в стенах нашего института. Через три месяца мы должны стать инженерами на заводах и фабриках. Там наши ошибки могут стать преступлениями, за которыми стоит ответственность по уголовному кодексу. Так что же нас ждет на производстве?»     

Все, кто был в дипломантской, понимали необычность вопроса. Ответ профессора я запомнил на всю жизнь и всегда руководствовался им. Он сказал: «На производстве преступлением являются те ошибки, за которыми стоит корысть. Здесь вина определяется уголовным кодексом. Когда за ошибкой  нет корысти, оценивать её будут административным воздействием по усмотрению администрации предприятия.

Вы, будущие инженеры, обязаны постоянно повышать свою квалификацию, нравственность, волю, характер. Руководитель несет ответственность не только за здоровье работающего, но и за его материальное содержание. На производстве не должно быть места для эксплуатации человека. На производстве никто не имеет права на ошибку».

Далее он спросил меня, сколько мне лет. Я ответил, что уже 23.

4 июня 1954 г. все студенты получили дипломы об окончании института и присвоении квалификации инженера-механика. Мужская часть студентов получила военные билеты офицеров запаса Вооруженных Сил СССР. Отдельные ребята, которые находили время для занятий спортом и выступлений на соревнованиях, получили документы инструкторов по видам спорта.

После рабочего распределения 34 выпускника были направлены в проектные институты г.Москвы и Московской области, несколько человек – в министерства и 6 оставлены для продолжения учебы в институте. 36 выпускников получили направления на производство в города Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Москвы и Московской области. В Чувашию было направлено 4 выпускника, в т.ч. А.П. Крылов, Е.К. Талызин получили направление на Шумерлинский мебельный комбинат, В.П. Захаров и В.Соколов – в Министерство лесного хозяйства ЧАССР. Мне предстояла работа на стройке в городе Энгельсе Саратовской области.

Руководители Шумерлинского комбината автофургонов встретили приехавших молодых специалистов приветливо. Выделили для проживания комнату площадью 18 квадратных метров в двухэтажном доме по Заводскому проезду рядом с заводоуправлением.   

(Продолжение следует).



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
08 апреля 2006
00:00
Поделиться
;