г. Шумерля Чувашской Республики

Недостачи: как от них уберечься?

Одной из важнейших задач службы ОБХСС, правопреемницей которой стала служба БЭП, была «борьба с хищениями социалистической собственности». Сегодня подразделения по борьбе с экономическими подразделениями  ведут целенаправленную работу по защите всех форм собственности от незаконных посягательств, не последнее место в ряду которых занимают присвоения и растраты.

Ответственность за совершение этих преступлений наступает в соответствии со ст. 160 УК РФ. Законодатель определяет присвоение или растрату как «хищение чужого имущества, вверенного  виновному». При присвоении виновный удерживает у себя чужое имущество, то есть не возвращает его собственнику в установленный срок или не предъявляет его в момент проверки и устанавливает над ним свое неправомерное владение, не возмещая собственнику стоимость этого имущества. При растрате виновный не только изымает чужое имущество, вверенное ему под материальную ответственность, но и расходует его – потребляет лично, продает или передает другим лицам. Субъектом комментируемого преступления может быть только лицо, которому имущество вверено под материальную ответственность, например, продавец, кассир, кладовщик, экспедитор, заведующий складом и др.

Как показывает практика, хищения в виде присвоений и растрат становятся основными причинами так часто возникающих недостач.  Уголовный Закон предусматривает довольно суровые санкции по отношению к расхитителям имущества, вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. рублей (ч. 4 ст. 160 УК РФ). Но несмотря на это, в торгово-промышленной среде  бытует ошибочное мнение о ненаказуемости хищения имущества в форме присвоения или растраты. Отчасти почву для этого дает определенная часть предпринимателей, находящихся под властью подобных домыслов. Указанные предприниматели несут существенные расходы, погашая совершенные по вине продавцов недостачи, возникшие в результате присвоений или растрат, из своего кармана, зачастую не обращаясь в милицию, а «предприимчивые» продавцы кочуют от одного хозяина к другому, причиняя ущерб не только им, но и экономике. В итоге подобные предприниматели в беседах друг с другом сетуют на  недобросовестность продавцов и неспособность милиции оказать помощь, не видя в случившемся своих ошибок. 

В этой связи хотелось бы отметить, что существенная вина часто лежит на самих хозяевах торговых киосков и предприятий, которые не могут или не желают организовать грамотный учет товаро-материальных ценностей, а иногда  сами допускают нарушения действующего законодательства, давая тем самым возможность недобросовестным продавцам поживиться, и затрудняя себе возможность возместить причиненный ими ущерб законными методами, а подчас  вовсе лишая себя такой возможности.

Как показывает практика, имеется ряд причин, которые по вине работодателей  затрудняют привлечение виновных лиц к ответственности и, как следствие, создают трудности для возмещения  причиненного ущерба:

1. Оформление на работу без соблюдения норм трудового законодательства (без оформления соответствующих договоров и соглашений), вследствие чего трудоустроенный таким образом работник не может быть субъектом (ст.160 УК РФ) и не подлежит привлечению к уголовной ответственности по данной статье.

2. Ведение двойного бухгалтерского учета в целях сокрытия истинного дохода и уклонения от налогов, вследствие чего работодатели ставят себя в заведомо проигрышное положение, так как не имея возможности самостоятельно взыскать с работников причиненный ими ущерб, они не обращаются в правоохранительные органы, боясь быть разоблаченными в совершаемых ими правонарушениях.

Конечно же, данный перечень причин затрудняющих возмещение причиненного ущерба с лиц, допустивших растрату или присвоение, далеко не полный, но их устранение поможет максимально снизить степень риска предпринимателей быть обманутыми и даст определенные гарантии по возмещению причиненного им ущерба в случаях обращения в правоохранительные органы.

Поэтому хотелось бы пожелать  предпринимателям не идти на нарушение закона в погоне за прибылью и не испытывать свою судьбу, надеясь на русское  «авось», а максимально защитить свой бизнес, используя механизм действующего законодательства.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
12 апреля 2006
00:00
Поделиться
;