г. Шумерля Чувашской Республики

Дороги жизни (Продолжение)

2. По пути  реконструкции

(Продолжение)

В 1954 году город Шумерля был районным центром и смотрелся как типовой рабочий поселок, поделенный на кварталы вокруг предприятий: комбината, завода дубильных экстрактов и завода «Комбайндеталь». Население насчитывало 25 тысяч человек. Дома деревянной застройки - на 95%, коммунальное заводское жилье в основном состояло из 2-х этажных домов, вдоль улиц были проложены деревянные тротуары, дороги сельского типа. Выделялись несколько кирпичных зданий: железнодорожная станция, городская баня, школа № 1. Дома частной застройки в два раза превосходили площади, занимаемые заводскими кварталами, частный сектор создавался после строительства градообразующих предприятий, был выполнен с прямыми улицами с севера на юг и с запада на восток.

Весь город жил творческой активной жизнью. Молодежь вечерами собиралась в парке, на двух стадионах шли жаркие поединки футбольных команд на первенство Чувашии и города, функционировали школы, 2 клуба. В воскресные дни население спешило на базар, который был заполнен дешевыми сельскохозяйственными продуктами. В солнечные летние дни на сурском берегу с чистым речным песком собиралось очень много молодежи. Была хорошо организованная лодочная станция, а река Сура - богата рыбой, в том числе стерлядью.

 Промышленные предприятия работали в три смены при шестидневной рабочей неделе. Заводские гудки поднимали рабочий настрой тружеников.

Оба специалиста начали производственную деятельность сменными мастерами: А.П. Крылов в цехе № 4, Е.К. Талызин - в цехе № 5. В 1955 году пригласили работать на комбинат меня. В Шумерлю я приехал летом следующего года, руководство предприятия предложило мне временную работу на два года механиком цеха № 5. Цех мне понравился наличием большого количества оборудования и грамотным коллективом ремонтников. Через два года получил перевод на должность технорука цеха № 4.

На комбинате в эти годы продолжалась послевоенная реконструкция. Был построен и введен в эксплуатацию в 1954 году цех металлодеталей - № 10, в 1956 году - первая очередь ТЭЦ с котельной, турбиной и генератором 1200 кВт, строился 4-х этажный корпус, заводоуправления, где предполагалось выделить четвертый этаж под Шумерлинский филиал техникума.

 А.П. Крылов быстро осваивался в трудовых коллективах, этому способствовал его общительный характер. Он обладал редким даром – вежливой требовательностью, настойчивостью, высокой ответственностью за порученную работу. Важно, что не признавал в работе товарищеских отношений. Дирекция была довольна его работой в должности технорука цеха № 5 в течение 2 лет, и в 1960 г. он был назначен на должность начальника цеха № 5 – самого  крупного на комбинате. В этом году началась реконструкция цеха. Она продолжалась 3 года в сложнейших условиях. Цех перестраивался заново, увеличилась площадь в два раза, заменялись перекрытия на железобетонные, пристраивался двухэтажный бытовой корпус. Все производилось без корректировки плана выпуска товарной продукции. Длительное испытание молодой специалист выдержал.

Через два года директор ввел в состав цеха № 5 новый цех № 13, выпускающий строганый и лущеный шпон. Численность цеха № 5 составляла 700 человек.

В 1957 г. управление народным хозяйством страны было передано новой структуре - Советам народного хозяйства. Чувашский Совнархоз пересмотрел направление развития республик – определил, что республика будет в дальнейшем развиваться за счёт машиностроения, в цехе № 10 – П.В. Болотников, в ОГК начальником конструкторского бюро по кузовам - Пономарев. Директор знал, что комбинат ожидают большие изменения. Чувашский совнархоз в 1960 году принял решение заменить на Шумерлинском комбинате выпускаемые кузова КунГ на современные кузова-фургоны, разработанные 38 опытным заводом Министерства обороны. Кузова устанавливались на автошасси повышенной проходимости, оснащались системой отопления, освещения и преодоления районов с химическим и радиоактивным заражением. Они применялись предприятиями, работающими на оборону, как комплектующие изделия. Кузова принимались по качеству военной приемкой. В 1961 году комбинат получил планы изготовления, поставки кузовов и конструкторскую документацию. В этих условиях на комбинате  возрастала роль цеха № 10, а также нового цеха № 8 – цеха сборки, начальником которого был назначен В.А. Торотенков.

У нас в цехе № 10 больших проблем не было, из оборудования требовались гильотиновые ножницы, кромкогиб и два пресса усилием 100 тонн.  Оборудование было оперативно выделено Совнархозом. Цех был расчищен от излишнего оборудования, в два раза увеличена численность инструментального  участка, создан дополнительно четвертый мастерский участок для изготовления сложных деталей и узлов.

Цеховая контора вместе с моим заместителем была переведена в соседний цех. На освобождённых площадях были установлены верстаки жестянщиков. Свой рабочий стол установил  в середине  цеха у крайнего слесарного верстака, отгородившись фанерным щитом.

Я перешёл на двухсменный режим работы, домой приходил очень поздно, после разбора сменного задания с мастером третей смены. Рабочие цеха очень ответственно отнеслись к освоению новых изделий, четко работали общественные организации: партийная, профсоюзная и комсомольская. Трудились вместе с техноруком Н.И Сасакиным. По пустякам нас не отвлекали. Были созданы все условия заниматься техническими проблемами, освоением нового производства – выпуском продукции машиностроения. Цех без сбоев поставлял детали и узлы на сборку в новый цех № 8 и в цех № 3 для выпуска кузовов КунГ. Комбинат выпустил в 1962 г. 8 новых кузовов-фургонов, в следующем году - 207, затем - 329 шт. 25 декабря 1964 года вышло постановление ЦК и Совмина СССР о разработке в 1965 году проекта  поточного производства на Шумерлинском комбинате новых кузовов-фургонов разработки 38 ОПЗ Министерства обороны. По смете общие капитальные вложения были предусмотрены в сумме 43 миллионов рублей, из них на жилье и соцкультбыт - 13 миллионов.

Строительство началось в 1967 году и продолжалось 20 лет.

В результате было построено под развитие кузовного производства три корпуса с отдельно стоящими бытовыми зданиями суммарной площадью 60 тысяч квадратных метров, под вспомогательное производство построено зданий на 22 тысячи квадратных метров. Строительством были созданы:

производственные мощности по изготовлению кузовов- фургонов в год – 10500 шт. Достигнутый фактический уровень по 1988 году – 9989 шт.;

производственные мощности в год по выпуску мебели в рублях - 20 миллионов. Увеличение за период реконструкции – в 2 раза;

производственные мощности по выпуску шпона в год: строганый в миллионах – 4,5 м2, лущёный (в тысячах) – 2,5 м3;

общая развернутая площадь всех зданий комбината (в тысячах) – 135м2.           

Выпуск товарной продукции за 1990 год (в миллионах руб.) - 140,

в том числе мебель - 19,6.

Численность работающих в 1990 году  - 6 163 человека.

Средняя зарплата 1 работающего (в рублях) за 1990 год составляла  246 рублей.             

(Продолжение следует).



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
15 апреля 2006
00:00
Поделиться
;