Проектно-исследовательская деятельность - важная составляющая практико-ориентированного обучения МОУ «СОШ №3» города Шумерля
В МОУ «СОШ №3» города Шумерля состоялось заседание методического совета школы, где рассматривались практико-ориентированные подходы в обучении воспитании.
Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Школа как социальный институт призвана давать подрастающему поколению прочные знания основ науки, вырабатывать навыки и умения применять их на практике. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения. Решение этой социальной задачи непосредственно связано с совершенствованием форм, методов и средств обучения. Над этими вопросами думают сегодня все больше учителей.
Строительство пристроя к школе и улучшение материально-технической базы позволило пересмотреть подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения и определить одним из приоритетов проектно-исследовательскую деятельность
Проектно-исследовательская деятельность является важной составляющей практико-ориентированной деятельности. Работа по проектному методу учит определять приоритеты, работать в жестком графике, преодолевать трудности, анализировать слабые и сильные стороны, распределять ресурсы, обязанности и ответственность, использовать утвержденные правила и процедуры, сотрудничать с членами рабочей группы, достигать максимальной эффективности в реализации целей и задач в соответствии с графиком и в рамках утвержденного бюджета.
Для того чтобы внедрить метод проектов в учебный процесс, педагогам школы в рамках своей предметной и межпредметных плоскостей пришлось решить следующие задачи:
1. изучить и проанализировать литературу по данной проблеме;
2. определить особенности организации практико-ориентированной проектной деятельности;
3. разработать методические рекомендации, направленные на формирование навыков проектирования учащихся и проведение учебно-исследовательской деятельности учащихся.
На сегодняшний день в школе реализуются:
интеллектуальные (исследовательские) проект - они полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую к подлинному научному исследованию (аргументация актуальности темы проекта, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, поиск новых проблем на дальнейший ход исследования).
Материальные - примерами таких проектов могут служить создание в школе зимнего сада, альпийской горки, создание школьного музея, результаты технического и прикладного творчества учащихся (динамичные плакаты, модели, стенды, выставки, раздаточный материал для уроков, средства малой механизации и автоматизации, приспособления и др.)
экологические - это проекты, в ходе которых учащиеся решают проблемы, связанные с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов, бросовых материалов (очистка водоемов, благоустройство территорий, сбор и использование вторичного сырья и т.п.)
сервисные - сбор, оформление и представление информации; ремонт и благоустройство классов и других жилых помещений; оказание любого вида услуг.
Социальные - это проекты, связанные с решением проблем определенных социальных групп и всего общества.
Комплексные - такие проекты включают несколько из перечисленных выше составляющих.
Отрадно, что в проектно-исследовательской деятельности в различных ее формах принимают участие все участники образовательно-воспитательного процесса: ученики, учителя и даже родители.
Несколько статистических данных свидетельствующих о результативности данного направления: Количество учителей, написавших и защитивших проекты в 2005-2006 году…….30
Количество учителей, подготовивших участников НПК различных уровней……23 (в этом году в школе состоялась малая школьная академия, где со своими исследовательскими работами и проектами выступили ученики 1-4 классов, а в реализации данного проекта были задействованы все учителя начальной школы)
Количество учеников, ставших участниками проектно-исследовательской деятельности и защищавших свои работы на конференциях различных уровней:
- школьном…..76
- городском…..34
- республиканском….16
Наука в последнее время несет все более конструктивный характер. Школьное образование является связующим звеном от науки к производству. Это своего рода механизм формирования умения преобразовывать полученные знания в реальные действия. Поэтому в число локальных актов школы вошли «Положение о творческих работах» в средней ступени и «Положение о дипломных работах» в старшей ступени, согласно которому все обучающиеся в средней и старшей ступени одним в одном из экзаменов по выбору должны выбрать форму защиты исследовательской работы или проекта.
Любому обществу нужны одаренные люди. Поэтому так важно именно в школе выявить тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности.