Дороги жизни (Продолжение)
3. Козловский узел
В начале 1961 года на Козловском домостроительном заводе сменилось руководство, приступили к работе вновь назначенный директор А.Н. Ленкин и главный инженер В.П. Соколов. Оба бывшие студенты Московского лесотехнического института. А.Н Ленкин был поистине легендарной личностью. Он поступил в МЛТИ в возрасте 41 года, имея значительный опыт руководящей работы как довоенного, так и послевоенного времени, фронтовой службы. До поступления в институт он руководил лесным хозяйством Марийской автономной республики.
В первый месяц войны А.Н. Ленкин оказался в окружении. Тогда ему было 25 лет. Он собрал небольшой отряд красноармейцев и с боями выходил на восток. Под г.Путивлем в лесах встретился с партизанским отрядом Ковпака, где остался для продолжения борьбы с врагом. В нашей фронтовой литературе он - герой двух книг. Первой – «От Путивля до Карпат» (автор Ковпак), второй - «Люди с чистой совестью» (автор Вершигора). В этих книгах описан рейд партизанских соединений в
На протяжении всего рейда А.Н. Ленкин как командир конного эскадрона выполнял самые ответственные боевые задачи. Автор пишет: «Ленкин, алтайский казак, прирождённый кавалерист, несравненный ни с кем по лихости». За заслуги перед Отечеством А.Н.Ленкину было присвоено звание Героя Советского Союза, он награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, медалью «За отвагу», медалью партизана Великой Отечественной войны первой степени и медалью «За победу над Германией».
После войны А.Н. Ленкин закончил техникум, работал в системе лесного хозяйства западных областей и Поволжья.
В.П. Соколов – мой товарищ по курсу, начинал работать в
Новое руководство энергично включилось в работу. Смогли за несколько лет сменить профиль предприятия: вместо домостроения, на которое упал спрос, было освоено производство кузовов-фургонов КунГ. В это время директор несколько раз посещал Шумерлинский комбинат, знакомился с технологией и организацией производства. Естественно, встречался с директором И.Т. Князевым.
Общая мощность кузовного производства Козловского завода позволяла выпускать 4 тысячи кузовов в год. На предприятии улучшились экономические показатели, увеличилась зарплата работающих.
На производстве директор был доступен для всех работающих, скромен, мягок с товарищами, но не терпел подхалимства, несправедливости и хамства.
Военное время и напряженная работа резко подорвали его здоровье. Он умер в июле
Весной
В.П. Соколов переехал на жительство в Подмосковье и через 4 года погиб при несчастном случае на железной дороге.
Директором в 1969 году был назначен А.М. Соловей. Мне Главк предложил занять должность главного инженера. Отказаться я не мог по той причине, что рассматривал случившееся как неудачу нашего курса. Нужно было поправлять дело. А.М. Соловей был моложе меня на 6 лет, не имел опыта работы в кузовном производстве. По совместной договорённости он оставил за собой строительство: цеха металлодеталей, дорог, жилья, мазутного хозяйства, расширение территории предприятия за счет намывки грунта на береговую линию земснарядом и все социальные проблемы.
Производство вменялось мне, а также основная задача - перевод предприятия на выпуск продукции машиностроения. Основным инструментом подъема комбината были разработанные четкие планы освоения новой продукции, которые охватывали работу всех технических отделов, привлечение всех общественных организаций, изготовление большого количества нестандартного оборудования и технологической оснастки, ускоренное строительство цеха металлических деталей, развитие рационализации и инициативы работающих, ежегодный ввод жилья, повышение заработной платы.
Планы носили комплексный характер, охватывали перспективу на пятилетку и годовые планы повышения эффективности производства с разбивкой на кварталы. Они были под жестким контролем в части сроков исполнения.
В целях исключения ошибок и контроля за работой руководителей отделов каждый разработанный чертеж и технологический документ ложились на стол главному инженеру. Результаты стали очевидными через 4 месяца после моего приезда. Комбинат приступил к выпуску новых кузовов-фургонов. За первый год было выпущено 120 штук, за второй - 220 и далее с ежегодным увеличением. Большая помощь была оказана Шумерлинским комбинатом поставкой сложных металлодеталей и узлов.
Прошло пять лет напряженной работы. За эти годы предприятие изменило свой облик, экономические показатели и товарную продукцию, вошло в состав успешно работающих предприятий республики и министерства. На Шумерлинском комбинате в
Приносим
глубочайшие извинения
В газете «Вперед» публикуется материал Павла Владимировича Болотникова «Дороги жизни», в котором рассказывается о становлении и развитии одного из градообразующих предприятий Шумерли - комбината автофургонов.
«Дороги жизни» - это летопись предприятия, которая незримой нитью проходит сквозь жизнь автора, уважаемого в городе человека, многие годы трудившегося на комбинате в должности главного инженера. За архивными историческими материалами – трудовые биографии известных шумерлинцев, благодаря которым крепло не только предприятие, но и город в целом. И об этом нужно знать и помнить.
К сожалению, во второй части статьи (газета «Вперёд» № 42-43 от 15 апреля) по техническим причинам и из-за невнимания работников редакции М.Порфирьевой, М.Морева, Т.Орешниковой, О.Сергеевой была допущена ошибка. Она достаточно серьезна – из текста «выпал» абзац, нарушилась смысловая связь.
Приносим свои глубочайшие извинения автору статьи и читателям газеты.
Во втором столбце 4-й абзац следует читать:
«В
Директор комбината уделял большое внимание составу руководящих кадров, своевременно проводил обновление, выдвигая молодых специалистов. Так, в 1960 году из шести основных цехов в четырех – руководителями были специалисты Московского лесотехнического института. В цехе № 2 начальником был В.П. Захаров, в цехе № 4 – Е.К. Талызин, в цехе № 5 - А.П. Крылов, в цехе № 10 – П.В. Болотников, в ОГК начальником конструкторского бюро по кузовам – В.М. Пономарев».