Телевизор и компьютер: плюсы и минусы
Известно, что телевидение и сегодня остается самым массовым и доступным средством информации.
С целью выявления эмоционального воздействия телевизионной информации на школьников среднего звена и старшеклассников мы провели опрос в 8-11-х классах на базе нашей школы, предложенный кафедрой психологии Чувашского республиканского института образования. Всего было опрошено 132 обучающихся.
Результаты опроса были таковы: 56,1% школьников, в основном, интересуют кинофильмы. Большинство (67,4%) смотрят телевизор вечером, 81,8% детей любят комедии. Большинству обучающихся интересны фильмы как отечественные, так и зарубежные (соответственно 70,5% и 71,2%). А у телевизора наши подростки проводят 2-3 часа (31,8%). Дети любят смотреть мультфильмы отечественного производства (31,1%). Ребята отметили, что наши мультики весёлые, добрые, смешные, интересные, в них есть смысл, «на душе становится хорошо оттого, что добро побеждает зло».
Было интересно узнать отношение детей к политическим передачам. Опрос показал, что восьмиклассники не смотрят их совсем, предпочитая телесериалы (54,1%), учащихся 9-11-х классов политические передачи интересуют (соответственно 8,3%, 7,3%, 33,3%).
Это позволило не только выявить эмоциональное состояние обучающихся, но и определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения. К примеру, учащиеся 11 классов предпочтение отдают фильмам классики кинематографа, в частности, с удовольствием посмотрели «Мастера и Маргариту». Не пропускают ребята и развлекательные шоу (телевизионные игры, юморины, КВН и др.), интересуются познавательными телепередачами (история, география, мир животных, встречи с интересными людьми и др.).
Чего ждет ребенок, впервые севший за компьютер? Конечно, игры. И если его ожидания оправдались, то можно считать, что психологический барьер перед компьютером позади. За игрой ребенок незаметно приобретает рабочие навыки. Это плюс.
А вот обучающие программы, какими бы полезными они нам не казались, не могут по увлекательности конкурировать с играми.
Вопросы, которые мы задали учащимся, должны были выявить, сколько времени в сутки проводит ученик за компьютером. Оказалось, что за работой: 0,5 часа – 34,9%; 1-2 часа – 34,9%; более 5 часов – 1,5%. За игрой: 0,5 часа – 21,2%; 1-2 часа – 25,8%; более 5 часов – 5,3%.
Игровые салоны для многих подростков стали привычным местом времяпрепровождения. Нередко мы являемся свидетелями того, что, несмотря на поздний час, дети сидят в салонах.
Анкетирование позволило определить, что салоны посещают 7,6% школьников. Отрадно, что не посещают 92,4%. На посещение игрового салона уходит от 2-3 часов в сутки у 3% учащихся, в вечернее время – 11,6% опрошенных. Посещают салон 1-2 раза в неделю 6,5%, 3-4 раза в неделю – 1,5%.
Чаше всего ребята выбирают такие игры, как гонки, игры в боевые действия, стратегию, «Терроризм», «Counter strike». Было интересно узнать, в чем польза от посещения игровых салонов. Ответы разнообразные: развлечение, отдых, интересное времяпрепровождение, патриотизм, тренировка, познание, общение. А на вопрос «В чем заключается вред от посещения игровых салонов?» отвечали так: нарушение психики, ухудшение здоровья, трата денег, зависимость.
К сожалению, телевизор и компьютерные игры совсем не оставляют времени не только на чтение художественной литературы, но и на выполнение домашних заданий по предметам.
Вот как ответили ребята на вопрос «Сколько времени в сутки вы проводите за чтением художественной литературы, выполнением заданий по учебным предметам?»: увлекаются наши дети чтением приключений – 43,2%; фэнтези – 37,9%, детективов – 34,1%; детской литературой – 3,8%; научной литературы – 13,6%; сказок, легенд, мифов – 22,7%.
Тематика читаемых и просматриваемых газет и журналов: мода – 46,2%; жизнь и деятельность поп-звезд – 38,6%; магия, астрология – 31,8%; компьютеры – 26,5%; эротика и бизнес – по 5,3%.
А вот как дети ответили на вопрос о том, какая музыка им больше нравится. Оказалось, что увлекаются поп-музыкой – 48,5%; рэпом - 46,2%; тяжелым роком – 34,9%; классическим роком – 25%; классической музыкой – 18,9%; творчеством бардов – 4,6%; романсами – 4,6%.
Нас радует то, что наши дети отдают предпочтение отечественным фильмам, не поглощены эротикой и просмотром порнофильмов.
Как положительное следует отметить, что игровые салоны большинство ребят не посещает. Удручает то, что мало времени отводят дети на выполнение домашнего задания по предметам и на чтение художественной литературы. Есть ребята, которые проводят у телевизора более пяти часов.
Педагогам и родителям необходимо обратить внимание на то, что смотрят их дети, анализировать телевизионные передачи, фильмы, вести обсуждение телепередач в классе и дома, при необходимости вести индивидуальные беседы с обучающимися, а педагогам – использовать телепередачи в учебном процессе.
Нужно воспитывать компьютерную культуру, которая предусматривает умеренность во всем, что связано с играми, избирательность в отношении к поступательной информации.