Проблема не в школьных партах
В. Шарапова, начальник департамента семьи и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ, назвала нарушения осанки самой острой проблемой сегодняшней школы. Состояние позвоночника - основной показатель здоровья подростка, от него зависит работоспособность всех систем организма, в конечном итоге - успеваемость ученика. Но, к сожалению, как показывает всероссийский мониторинг состояния здоровья школьников, данной проблемой образовательные учреждения не занимаются. По данным Министерства образования ЧР, более 86,4 % (по нашим данным - все 100%) школьников имеют различные виды нарушений осанки, некоторые становятся инвалидами. Недооценка проблемы может негативно отразиться на всей дальнейшей жизни.
Известно, что основной причиной нарушений осанки школьников является слабость мышечной системы позвоночного столба. С учетом этой проблемы в режиме школьного обучения предусмотрены занятия физическими упражнениями. Программа физкультуры с требованиями к профилактике нарушений осанки учащихся, Закон об образовании, уставы образовательных учреждений обязывают совершенствовать охрану здоровья школьников. Есть штатный работник по лечебной гимнастике - учитель физкультуры, который обладает знаниями в объеме учебной программы института физкультуры.
Казалось бы, имеются все условия для эффективной работы с нарушениями осанки школьников. Но некоторые преподаватели, не зная методов решения проблемы, ссылаются на «неправильные» школьные парты. Однако крепкая и выносливая спина способна выдержать любые нагрузки. Нередко шестнадцатилетние юноши в результате упорных тренировок устанавливают мировые рекорды в тяжелой атлетике, хотя этот вид спорта предъявляет исключительно высокие требования к состоянию позвоночника. Существенным аргументом против необоснованных обвинений школьных парт являются результаты лучших образовательных учреждений нашей республики. Эти показатели в 3-4 раза (!) выше средних показателей по республике, значит, в школах есть достаточные условия для решения проблемы.
Почему же школа не в состоянии выполнять возложенные на неё задачи по охране здоровья учащихся за годы учебы? Потому что рекомендации Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ по организации занятий лечебной физической культуры «после всех занятий в школе» невыполнимы. Так почему же занятия по лечебной гимнастике не провести на обычных уроках физкультуры?
Легко вычислить экономическую эффективность работы с нарушениями осанки школьников. Лечение только одного школьника требует более двадцати тыс. рублей (на всю школу - двадцать млн.). Внедрение оздоровительных технологий позволило бы вернуть здоровье каждому школьнику на двадцать тыс. рублей ежегодно. И, наоборот, отказываясь от работы с нарушениями осанки учащихся, обкрадываем его здоровье на такую же сумму ежегодно! В прошлом учебном году в школах продали инвалидные корсеты для детей на двести тысяч рублей... Жаль выброшенных на ветер денег, ведь проблему можно решить в рамках школьной программы по физкультуре, тренируя мышечную систему позвоночника и отменив некоторые упражнения программы, в половине случаях являющихся причиной сутулости школьника.
Предлагаю провести мониторинг состояния осанки школьников города с использованием объективных инструментальных методов контроля, рекомендованный к использованию Центральным институтом травматологии и ортопедии России. Это позволит организовать помощь школам, имеющим низкие показатели состояния осанки учащихся, что стало бы первым крупным шагом по нейтрализации пагубных последствий школьного режима на здоровье детей. Очевидно, что решение проблемы поднимет авторитет самой школы.