Информационные технологии способствуют появлению учителя новой формации
Россия претендует на место в ряду передовых мировых держав, а для этого ей надо становиться информационными обществом.
Обществу требуются учителя, владеющие новыми информационными технологиями и компетентно применяющие их для решения своих профессиональных задач.
Статистика констатирует, что большая часть российских учителей не владеет необходимыми для их профессиональной деятельности новыми информационными технологиями и не применяет их в своей работе.
А проблема подготовки учителей новой формации в настоящее время является особенно острой. Эта проблема связана с бурным развитием информационных технологий, с превращением нашего общества в информационное, то есть такое общество, в котором большинство работников занято получением, обработкой, хранением и доставкой информации.
Использование компьютера и Интернета в классах уже принесло свои плоды в виде повышения успеваемости и положительных отзывов учителей и учащихся. Новейшие беспроводные технологии помогут учителям и школьникам в активном обучении, не ограничивая его компьютерным классом школы. Учителя нашей школы также используют современные технологии для получения новых знаний и умений, которые потом передают ученикам.
Однако, до сих пор недостаточно раскрыты педагогические возможности новых информационных технологий, дидактические возможности компьютерных телекоммуникаций, поэтому педагогам наших школ есть где реализовать свои возможности. В настоящее время структура информационных потоков претерпела значительные изменения. Во-первых, технический прогресс привел к существенному увеличению числа источников информации. Но, чтобы научить самостоятельно добывать информацию, учитель должен как минимум сам уметь это делать. Учителя нашей школы, также как и педагоги других школ, получили возможность совершенствовать свои информационные навыки на базе созданного при нашей школе дистанционного центра обучения по программе Intel.
Учитель новой формации – специалист, владеющий системой технологий, средств и методов, необходимых для того, чтобы подготовить учащихся к жизни в обществе.
Вторая задача – помочь учителю научиться использовать новые активные формы обучения, в частности, деловые игры.
На сегодняшний момент учитель несет всю ответственность за обучение и является основным источником знаний для своих учеников. На долю же учащихся достается пассивное усвоение этих знаний, что приводит к утрате интереса к обучению и желания учиться. Чтобы изменить это положение, нужно помочь учителю понять, что учащиеся не должны просто пассивно поглощать информацию, а создавать свое собственное представление предметного содержания обучения.
На смену должна прийти новая модель обучения, основанная на следующих принципиально важных положениях:
- в центре технологии обучения – учащийся
- в основе учебной деятельности – сотрудничество
- учащиеся играют активную роль в обучении
- суть технологии – развитие способности к самообучению
Новые технологии приходят в школу. Что они нам обещают?
Что значит оптимизировать работу учителя на уроке?
Это значит - добиться высокой информативной плотности урока, насытить урок иллюстративно-демонстрационным материалом, за короткое время опросить большое количество обучающихся и т.д.
Форм и способов контроля успешности усвоения учащимися изучаемого материала немало. Но успешно это можно сделать при использовании информационных технологий, например, для организации тестового контроля. Актуальность введения тестирования в школьную практику обусловлена тем, что все чаще ученикам предлагают именно такие формы проверочных заданий на уровне республики, города и в вузах. К единому государственному экзамену, как и к традиционным и выпускным школьным экзаменам, учащихся нужно готовить.
Построение учебного процесса на основе внедрения новых информационных технологий позволяет прогнозировать эффективность образовательного процесса на уровне ученика, уровне учителя, уровне управления.
«Нашествие» компьютеров – это уже не завтрашний, а сегодняшний день. Не сам компьютер диктует методы и содержание обучения, но он адекватно и эффективно включается в программы обучения, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности, качественное усвоение учебного материала.
Мы считаем, что новые информационные технологии необходимо использовать в учебном процессе, потому что ребят интересует все новое, в частности, компьютер. Учителям-предметникам надо просто использовать этот интерес и направлять его в нужном направлении, т.к. работа на компьютере позволяет не только формировать знания и умения, но и вырабатывать у детей опыт творческой деятельности. Использование новых информационных технологий позволяет приучать учащихся к приемам самостоятельного поиска, обобщения и систематизации, тем более, что современные технические средства позволяют обрабатывать большие объемы знаний.
Самое главное то, что работа на компьютере вызывает у ребят положительные эмоции, а это и является главным стимулом в обучающем процессе.
И именно поэтому педагогу важно быть адекватным времени. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.