г. Шумерля Чувашской Республики

Ребенок гиперактивен. Что делать?

В нашем городе функционирует Центр психолого-медико-социального сопровождения, основной целью которого является обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в интеллектуальном развитии, поведении, их социальной адаптации.

Если вы и ваш ребенок нуждаетесь в помощи, специалисты Центра определят уровень психического развития вашего ребенка, найдут причину отклонения и выработают адекватные для него формы обучения, а также рекомендации для максимальной реабилитации ребенка с проблемами в развитии. Родители (законные представители) могут обратиться в Центр для оказания им консультативной помощи в воспитании и обучении их детей. Этим занимаются психолог и социальный педагог Центра. А дошкольный и школьный логопеды помогут в устранении дефектов речи ребенка, если они имеются.

В последнее время к нам часто стали обращаться родители по поводу  гиперактивности их детей, т.е. импульсивности, чрезмерной возбудимости, неумения сдерживать свои желания и управлять своим поведением. В настоящее время эта проблема особенно актуальна, т.к. психомоторное беспокойство, расторможенность и повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. Опасность состоит в том, что при неблагоприятных обстоятельствах в подростковом возрасте поведение гиперактивных детей может стать девиантным, т.е. отклоняющимся от общепринятых норм поведения.

Из-за неустойчивого настроения и вспыльчивости этих детей у них часты конфликты с окружающими. Постоянно находясь в движении, ребенок ежеминутно что-то трогает, хватает, задает массу вопросов. Из-за неумения слушать он удовлетворяется первыми словами ответа и не стремится понять суть явления. Поэтому его багаж знаний очень мал, а представления об окружающем мозаичны и упрощены.

Необычность поведения детей с гиперактивностью – это специфическая особенность психики, обусловленная как физиологическими (нарушения деятельности отдельных структур мозга, наследственность, патологии  беременности и родов), так и психосоциальными факторами (неадекватный стиль воспитания в семье, психотравмы). Поэтому таким детям требуется особое терпение и участие со стороны взрослых. Чтобы помочь им адаптироваться и быть успешными, важно выработать единую систему требований в образовательном учреждении и семье.

Можно порекомендовать ряд приемов для коррекции поведения гиперактивного ребенка, при этом необходимо избегать проявлений чрезмерной мягкости и не требовать от ребенка того, что он не в состоянии выполнить.                          

Прием первый. Использование определенных правил и положительного подкрепления.

Члены семьи устанавливают правила, которые должны быть простыми, понятными, предусматривающими время для выполнения. Нужно поощрять целенаправленную, сосредоточенную деятельность, хвалить ребенка, если ему удалось довести начатое дело до конца.

Прием второй. Ежедневное выполнение определенного распорядка дня.

Гиперактивному ребенку особенно трудно распределять свои силы и время. Поэтому вместе с родителями он обсуждает распорядок дня: прием пищи, прогулки, домашние дела, время сна.

Прием третий. Регулирование информации и выбор необходимых дел.

Гиперактивным детям сложно выполнять многословные инструкции, которые даются взрослыми. Например, если ребенка просят пойти в свою комнату, застелить кровать, убрать в шкафу одежду, вынести мусор и т.д., то всё это остается невыполненным.

Поэтому нужно выбрать наиболее важные дела, с которыми ребенок в состоянии успешно справиться в течение дня (например, заправить постель и убрать игрушки).

Эффективным способом напоминания могут стать рисунки, соответствующие содержанию предстоящих дел (например, если нужно заправить постель, нарисуйте кровать и повесьте рисунок на видном месте). Когда задание выполнено, ребенка обязательно следует похвалить, только после этого можно просить его убрать игрушки.

Прием четвертый. Применение цветовых обозначений.

Поскольку вещи и предметы в комнате ребенка часто представляют собой хаотичную массу, в наведении порядка помогут цветовые обозначения.

Ящики шкафа и письменного стола можно наметить разным цветом: красным – ящик для бумаг, альбомов, красок и т.д.; зеленым – для одежды; желтым – для игрушек и т.д.

Хорошо заметная цветовая маркировка, которая дополнена рисунками, соответствующими содержимому ящика, обычно позволяет ребенку успешно решить проблему.

Прием пятый. Упорядочивание окружающей обстановки с ограничением отвлекающих факторов, контролем за плохими привычками и изменениями действий.

Когда родители формируют для гиперактивного ребенка какое-либо правило поведения, он обычно возражает. Не стоит начинать долгий спор. Просто объясните, что соблюдение правила принесет пользу именно ему, и снова повторите, чего вы хотите. Дайте ему понять, что за хорошее поведение он получит поощрение, награду. И наоборот, невыполнение правил повлечет за собой штраф. Штрафом может быть временная отмена значимых для ребенка занятий: любимой игры, прогулки с друзьями и др.

Если ребенок продолжает возражать, можно прекратить разговор и спокойно выйти из комнаты, сославшись на другие дела. Через некоторое время повторить свое требование. Так может повторяться несколько раз, поэтому стоит запастись терпением.

В комплексной коррекции незаменимы физкультура и спортивные занятия, т.к. регулярные тренировки дисциплинируют. Для детей младшего возраста полезны занятия ритмикой, а детям постарше – занятия танцами, теннисом, плаванием.

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
15 ноября 2006
00:00
Поделиться
;