13:14 Эхо Севастопольской трагедии
51 год назад произошла трагедия, унесшая жизнь свыше шестисот человек. Имя ее – линкор «Новороссийск». Нельзя не отнести эту трагедию к Чувашии. В списке умерших числились уроженцы различных уголков республики. Но не только в списках умерших числились чувашские ребята. Из уцелевших земляков, служивших на линкоре «Новороссийск», в живых сегодня остался Николай Воронков из города Шумерли.
Много слов было сказано им журналистам. О том, как все произошло, Николай Иванович подробно рассказал в документальном фильме, снятом журналистами канала НТВ.
А на прошедшей неделе Н.И.Воронков встретился с главой города Шумерля В.М.Садыргой. На этой встречи звучали слова благодарности в адрес Николая Ивановича, пожелания здоровья и благополучия. В.М.Садырга подробно остановился на вопросах военно-патриотического воспитания молодежи в городе и о повышении уровня жизни ветеранов войны и тружеников тыла.
Вновь вспоминались события того дня, 29 октября 1955 года. Глубокой раной Н.И.Воронкову легла на сердце гибель корабля и сослуживцев.
Памятную книгу о линкоре «Новороссийск» Николаю Ивановичу вручил председатель Чувашского регионального общероссийского движения поддержки флота Н.А.Васильев.
51 год назад произошла ужасная трагедия… Николай Иванович получил награду. В шумерлинском военкомате ему вручили орден Мужества.
Из воспоминаний Н.И.Воронкова.
— В ту ночь мы спали на верхней палубе. Когда прозвучал сигнал тревоги, кинулись на свои боевые посты. Паники не было. Была служба. И мы ее исполняли...
— Мой пост был в кормовой электроподстанции. Поступил приказ, и я включил помпу для откачки воды. И в это время корабль опрокинулся. Незакрепленные листы посыпались вниз, на меня. От удара я, похоже, потерял сознание, но ненадолго. Очнувшись, услышал, что над головою гудят моторы. Они продолжали работать, из них текло машинное масло. Сообразил, что их следует отключить, иначе все разнесет вдребезги. Дотянулся до рубильника и вырубил энергоснабжение. Сразу стало тихо и темно, как в могиле. Никого рядом. Жутко. Стал кричать. Вскоре послышались голоса. Собралось семеро. — Стали думать, как быть дальше, — продолжил моряк. — Первая мысль — поднырнуть под корабль, проплыть под палубой, вынырнуть и позвать на помощь. Меня это не страшило. Бывало, Суру переплывал без отдыха туда и обратно. Только идея оказалась из области фантазий. Тут вспомнили о трубе, которая вела к днищу корабля. Годы, проведенные на «Новороссийске», не прошли даром. Но труба трубой, а в нее еще следовало попасть. Она была прочно задраена. Нужны инструменты. Наощупь разыскали зубило и молоток. И в полной темноте начали отворачивать гайки. Медленно, но дело пошло. Полезли наверх к килю линкора. В трубе — воздух, значит жить будем. Вот и конец пути. Разместились кто на чем. В спину неумолимо подпирала вода. Не знали, что «Новороссийск» довольно быстро погружается в донный ил...
Представьте себе: тьма, группа людей и непомерно растянувшееся время. И вода. Тут Воронков запел популярную матросскую песню — «Варяг». Он не предполагал, что на берегу будут слышны их голоса.
Ненадолго до катастрофы был изобретен прибор, позволяющий прослушивать происходящее внутри судна. И здесь, в Севастопольской бухте, он прошел первое испытание. То, что было внутри «Новороссийска», транслировалось наверх. Громкость была настолько велика, что пение услышали столпившиеся на берегу севастопольцы.
И тогда стали простукивать днище корабля. Моряки отозвались. Через какое-то время над их головами загорелась полоса раскаленного металла. Днище вырезали, и через него один за другим стали появляться матросы. Последним был Николай Воронков.
На снимке линкор "Новороссийск"