г. Шумерля Чувашской Республики

Все хорошо в меру

Известно, что телевидение сегодня остается самым массовым и доступным средством информации. Поэтому оно вызывает интерес и семьи, и школы в связи с его возрастающим влиянием на личностное формирование детей и подростков.

Особенностью восприятия ребенка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Отсюда - некритичность ранних детских представлений.

С целью выявления эмоционального воздействия телевизионной информации на школьников среднего звена и старшеклассников в школе № 7 был  проведен опрос, предложенный кафедрой психологии Чувашского республиканского института образования.. Всего было опрошено 132 обучающихся в 8 – 11 классах на базе нашей школы.

Ученики получили на вопросы:

1. Какие телевизионные передачи больше всего интересуют?

2. Какое время суток выбираете чаще всего для просмотра телепередач?

3. Какие фильмы предпочитаете смотреть?

4. Фильмы какой страны предпочитаете смотреть?

5. Сколько часов в сутки проводите у телевизора?

Результаты опроса были таковы: школьников больше всего интересуют кинофильмы (16,34%). Время просмотра – вечер (64,97%).

40,8% детей смотрят комедии, большинство обучающихся испытывают интерес к фильмам как отечественным, так и зарубежным, (соответственно 35,5% и 36,2%). Большинство подростков проводят у телевизора 2-3 часа в день.

Дети любят смотреть мультфильмы отечественного производства - 31,1%. Ребята отметили, что «наши» мультики веселые, добрые, смешные, интересные, в них есть смысл.

Было интересно узнать отношение детей к политическим передачам».

Опрос показал, что обучающиеся 8-х классов не смотрят их совсем, предпочитая просмотр телесериалов – 19,19%. 9 – 11-е классы политические передачи интересуют (соответственно 2,49%, 2%, 8,47%).

Это позволило не только выявить эмоциональное состояние обучающихся, но и определить круг жизненных ценностей, формируемых под влиянием телевидения. Вот, например, учащиеся 11-х классов предпочтение отдают классике кинематографа, в частности, «Мастеру и Маргарите». Это обусловлено, не только тем, что это программное произведение, но и своеобразием фильма. Не пропускают ребята и развлекательные шоу (телевизионные игры, юморины, КВН и др.). Интересуют познавательными телепередачами.

Кажется, что уже стало правилом хорошего тона ругать компьютерные игры. Выявили даже синдром болезни – называется игроманией.

Но чего ждет ребенок, впервые севший за компьютер? Конечно, он ждет игры. И если его ожидания оправдались, то можно считать, что психологический барьер перед компьютером позади. Нередко ребенок за компьютерными играми незаметно приобретает рабочие навыки. Это плюс.  А вот обучающие программы, какими бы полезными они нам ни казались, не могут конкурировать с играми по  увлекательности.

Вопросы, которые мы задали учащимся, должны были выявить, сколько времени в сутки проводит ученик за компьютером.

Оказалось, что дети уделяют одинаковое количество времени  работе и игре на компьютере – 1–2 часа.                                                  

Игровые салоны для многих подростков стали привычным местом времяпрепровождения. Нередко мы являемся свидетелями того, что, несмотря на поздний час, дети сидят в салонах.                               

Опросник «Я и СМИ» предложил детям ответить на вопросы:

7. Посещаете ли игровые салоны?

8. Если «да», то, сколько часов в сутки  уходит на посещение игрового салона?

9. Какое время суток  выбираете чаще всего для посещения игрового салона?

Анкетирование позволило определить, что посещают салоны всего 7,43% школьников. 

Вызывает тревогу, что 12,79% посещающих игровые салоны проводят в них более 5 часов в сутки, время посещения – вечер.

Было интересно узнать, в чем польза от посещения игровых салонов. Ответы разнообразные: развлечение, отдых, интересное времяпрепровождение, патриотизм, тренировка, познание, общение. А на вопрос, в чем вред от  посещения игровых салонов?,  отвечали так: нарушение психики, ухудшение здоровья, трата   денег, зависимость.

К сожалению, телевизор и компьютерные игры совсем не оставляют времени не только на чтение художественной литературы, но и на выполнение домашних заданий по предметам.

Педагогам и родителям необходимо обратить внимание на то, что же смотрят их дети, анализировать телевизионные передачи, фильмы, вести обсуждение телепередач в классе и дома. При необходимости вести индивидуальные беседы с обучающимися. Педагогам - использовать телепередачи в учебном процессе.

В целом нам необходимо воспитывать компьютерную культуру, которая предусматривает умеренность во всем, что связано с играми, избирательность в отношении к поступающей информации.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
06 декабря 2006
00:00
Поделиться
;