г. Шумерля Чувашской Республики

Завтра начинается сегодня

Приоритетный национальный проект «Образование» вступил во вторую фазу своего развития. За национальным проектом чётко выступает понимание исторической миссии образования, которая выражается закономерной зависимостью: чем выше образовательный уровень жителей государства,  тем надежней базовая основа его процветания. Поэтому нацпроект сегодня – это своего рода катализатор движения вперёд, поиска лидеров и внедрения новых программ и проектов, способствующих новому уровню качества образования.

В этом году школа № 1 продолжает своё участие в национальном проекте. Подводя итоги прошлого года, руководство школы и методический совет определили ряд приоритетных направлений в рамках реализации программы развития школы «Вертикаль роста».

Несколько слов о самой программе. Название «Вертикаль роста» отнюдь не случайно. Основываясь на акмеологических системах развития личности (акме – высшая степень чего-либо, наука о вершинных проявлениях человека), используя основные направления артпедагогики (через осознание своих внутренних ресурсов, получение нового опыта) в рамках деятельности школы предполагается развитие модели, которая всесторонне учитывает сущность  и организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания в соответствии с основной направленностью школы № 1: развитие личности в свете новых педагогических технологий. Почему вертикаль? Данная программа – это программа развития личности учащихся, не останавливающихся на достигнутом. Понятия  же «вершина», «развитие», «рост» обращены как на профессиональную деятельность педагогов, так и на взаимоотношения «родитель - ученик – учитель».

Начиная с прошлого года, программа реализовывалась по следующим направлениям  образовательное, учебно-практическое, культурно-воспитательное, общественно-управленческое. Работа по этим направлениям имеет одну общую цель – качественную, высокопрофессиональную подготовку выпускника, конкурентоспособного на рынке труда.

Образовательное направление

Учебный план школы, составленный на основе базисного, также включает углубленное изучение предметов в классах естественно-научного, филолого-эстетического профиля. На улучшение учебного процесса была направлена работа по программе «Преемственность», целью реализации которой  стало решение проблемы преемственности детского сада и начальной  школы, начальной школы и среднего звена. Дифференциации обучения личности по различным направлениям учебных планов способствовала диагностика склонностей и способностей учащихся 4-х и 9-х классов, мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9-х и 10-х классах. Особая роль была уделена работе по программе «Одаренные дети». Высокий уровень участия в городских предметных олимпиадах и участие в интеллектуальных конкурсах (26 призёров в 2005-2006 учебном году) являются своеобразным итогом этой работы.

Одной из форм организации обучения в старших классах школы стало профильное обучение, которое также имеет в рамках школы  свою вертикаль развития: от ранней профориентации (создание предпрофильных и профильных классов) до организации связей с вузами, работы с предприятиями города и республики, дальнейшего обучения учащихся по целевым направлениям. В этом учебном году обладателями целевых направлений стали: Е.Порфирьева (ЧГПУ, факультет русского языка и литературы), Ф. Алексеев (ЧГПУ, химико-биологический факультет). Реализация учащихся вне школы в выбранном направлении отслеживается с помощью мониторинга поступаемости. Результаты поступаемости прошлого года учащихся нашей школы говорят об успешной апробации концепции профильного обучения в старшей ступени школы. В 2005-2006 учебном году школу закончили 53 ученика, 47 из них поступили в высшие учебные заведения, 40% - на бюджетной основе.

Сегодня мы вплотную подошли к созданию службы «Определение» для наших учащихся. Разрабатывается положение, в котором будут учтены все шаги по планированию и организации помощи в определении выпускников после окончания школы.

Учебно-практическое направление в первую очередь опирается на принципы оптимального сочетания теории и практики, репродукции и творчества, проблемности деятельности учащихся. В рамках работы по заданным направлениям в школе успешно реализуются проекты «Театральная технология в учебном и воспитательном процессах школы», «Проектные технологии в научной и методической работе школы», а также проект «Информатизация образовательного пространства школы № 1», школьная видеостудия «Радуга». Результатом работы в этом направлении в прошлом году стало создание лаборатории  проектных технологий, работа клуба театральных педагогов, организация метотеки школы. Сегодня видеостудия «Радуга» - это богатый накопительный материал, представленный в виде мультимедийных презентаций, научно-популярных и игровых фильмов, видеоуроков, которые активно используются в учебной  и воспитательной работе школы. Продолжило свою работу и научное общество «София», под началом которого была проведена IV научно-практическая конференция, посвящённая 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва. Учащиеся школы активно принимали участие в республиканской конференции «Excelsior». Е.Рубцова, А. Дмитриева заняли 1-е и 2-е места, соответственно, в секциях «Философия» и «Информатика».

Практическое использование полученных знаний является одной из важных составляющих умений и навыков учащихся, полученных в современной школе. Состоявшаяся в конце учебного года декада проектов, посвященная рубежу веков (конец XIX начало ХХ века), стала итогом года работы по освоению и использованию проектной технологии педагогами и учащимися школы. В этом учебном году эта работа будет продолжена на новом этапе: освоение и закрепление полученных навыков будет происходить в ходе реализации 2-й части проекта – «Рубеж веков. Конец ХХ начало ХХI века». Вершиной реализации программы «Вертикаль роста» в учебно-практическом направлении станет создание внутришкольной научно-практической лаборатории по разработке и внедрению новых педагогических технологий в образовательном процессе.

Данный проект является не единственным творческим проектом школы. Проекту «Маршруты театральной технологии» - 3 года. В ходе реализации этого проекта мы не только знакомимся с театральной технологией на базе театральной студии «Дрозды», но и активно применяем в урочной и неурочной деятельности школы. Специальная программа школы «Основы актёрского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя» является  весомой методической помощью в этом направлении.

Сегодня методической службой школы начата разработка научной рекомендации по апробированию театральной технологии в школе № 1 совместно с преподавателями кафедры общей педагогики ЧГПУ им.Яковлева.

Культурно-воспитательное направление – это прежде всего детское общественное объединение «Радуга», театральная студия «Дрозды», «Школа ликвидации политической неграмотности», предметные и творческие кружки и студии («Росинка», «Юный художник», «Вышивание»), спортивные секции. Отследить результаты такой работы, сделать их достоянием школьного коллектива и общественности помогает работа историко-поискового отряда под руководством  А.В. Никифоровой. «От музея Славы к музею «Школа в развитии» - так именуется новая концепция музея, который в рамках подготовки к юбилею школы (2009 год) ведёт разноплановую научно-поисковую работу.

Успешной адаптации проблемных детей в школе и вне её, организации доверительных отношений (ученик – учитель – родитель)  способствует социально-психологическая служба под руководством психолога Н.А. Черных, итогом поэтапной работы которой планируется организация службы доверия  и взаимопомощи». 

Общественно-управленческое направление.

Одним  из важных принципов современной школы является принцип открытости, который подразумевает, в первую очередь, участие в жизни школы всех представителей образовательного процесса: учителей – обучающихся – родителей. Вот почему от совета школы мы перешли к попечительскому совету, на смену которому должен прийти управленческий совет.  «В чём существенная разница этих категорий управления школы?» - спросите вы. В первую очередь, в демократизации и гуманизации отношений «ученик-учитель», ведь право решать многие задачи, стоящие перед школой теперь имеют и учащиеся, вошедшие в управленческий совет, влияние же родительского сообщества, его участие в жизни школы становится не менее важным, чем администрации учебного заведения.

Успешной реализации программы развития во многом способствовали материалы красноярских исследователей – разработчиков программы «Школы ступеней обучения». С 2005 года  наша школа является республиканской площадкой по апробации модели ШСО.  Их творческие работы, материалы по проблеме преемственности, самореализации детей в системе внеурочной деятельности позволили значительно расширить комплексно-целевые программы учебного и воспитательного процессов школы.

Национальный проект направлен на качество образования. Работа над ним рассчитана на длительный срок. По мнению Д. Медведева, первого заместителя председателя Правительства РФ,  «наши национальные проекты – это обозначенные национальные проблемы, которые мы стараемся решить, ибо много наносного было оставлено ещё от советского периода». Конечно, эта работа будет идти трудно, но самое главное -  мы её начали.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
23 декабря 2006
00:00
Поделиться
;