г. Шумерля Чувашской Республики

Предшкольная подготовка – это серьезно

Проблема психологической готовности ребенка к школе далеко не нова, однако в настоящее время она приобрела особое значение. Это связано с переходом на школьное обучение с 6 лет, что повлекло за собой ряд нежелательных последствий.  Первоначальный план быстрого перехода на всеобщее обучение с 6 лет в 80-90-х гг. прошлого века не удался не только потому, что далеко не во всех школах могли создать необходимые для учащихся этого возраста гигиенические условия, но и потому, что к 6 годам не все дети достигают школьной зрелости, а значит, не способны учиться. Многие мамы и папы стремятся, чтобы ребенок умел читать, считать, а лучше и писать еще до поступления в первый класс. Конечно, гораздо легче начинать учебу, когда у тебя что-то уже хорошо получается. Однако такое представление о предшкольной подготовке ошибочно.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости:

1. Интеллектуальная зрелость предполагает развитость у ребенка основных психических процессов восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. Можно сказать, что понимаемая таким образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

 2. К социально-эмоциональной зрелости относятся потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп, а также уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

3. Мотивационная готовность включает в себя достаточно развитую  потребность в знаниях, умениях и выражает стремление ребенка к их совершенствованию. В представление о мотивационной готовности, кроме того, входит достаточно высокий уровень развития у ребенка потребности в достижении учебных успехов, в общении с людьми, наличие адекватной самооценки и умеренно высокого уровня притязаний. Без мотивационной готовности ни о какой школьной зрелости не может быть и речи, так как она является источником внутреннего стремления ребенка к приобретению знаний, умений и навыков.

Таким образом, предшкольная подготовка представляет собой не столько передачу детям определенной системы знаний, умений и навыков, которые могут понадобиться  в школе, сколько комплексную работу педагогов детсада  и родителей воспитанников по всестороннему развитию личности каждого ребенка.

В настоящее время педагогами и психологами разрабатываются специальные программы по предшкольной подготовке детей. В этом году в детском саду № 14 «Солнышко» началась апробация программы нижегородских авторов «Двенадцать месяцев», целью которой  является обеспечение равных стартовых возможностей в получении общего образования детьми из разных слоёв населения. Детсад стал республиканской экспериментальной площадкой по внедрению этой модели. Под руководством заведующей М.Н. Фазлуллиной и старшего воспитателя Л.Ю. Филипповой был разработан тематический проект «Равный старт», который призван скоординировать действия всех специалистов детсада (воспитателей, педагога по физической культуре, логопеда, педагогов дополнительного образования, психолога, музыкальных руководителей и т.д.) с целью развития и коррекции личности каждого выпускника «Солнышка». Большое внимание  в работе уделяется развитию у старших дошкольников навыков общения и саморегуляции. Не остались без внимания и семьи воспитанников: разработан план работы по оказанию практической помощи и поддержки родителей будущих первоклассников.

 Но как бы ни старались педагоги детсада облегчить дошкольнику переход в школу, важная роль в успешности адаптации (привыкания) первоклассника к школе принадлежит родителям. Ведь вместе с ребенком им предстоит прожить первые, самые трудные школьные дни.



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
20 января 2007
00:00
Поделиться