Всемирному дню прав потребителя посвящается...
Празднование этого дня вошло в историю после выступления Президента США Дж. Кеннеди 15 марта 1962 г. в Конгрессе США, где он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и выделил четыре основных права потребителей: на безопасность, на информацию, на выбор и право быть выслушанным.
Уже 15-й год на территории Российской Федерации действует Закон РФ “О защите прав потребителей”. Практическое применение этого закона в городе Шумерле осуществляется через работу городской комиссии по защите прав потребителей, которой ежедневно даются консультации гражданам по вопросам защиты их прав применительно к конкретным ситуациям.
За 2006 год от потребителей поступило 65 обращений (в 2005 году жалоб было 84). С начала 2007 года по вопросу защиты своих прав обратились 14 граждан. Основными причинами роста количества обращений остаются: низкое качество товаров, работ, услуг, нежелание хозяйствующих субъектов удовлетворять законные требования потребителей и нарушение установленных сроков их рассмотрения, отсутствие у значительной части продавцов и исполнителей услуг профессиональной подготовки, низкий уровень знаний основных положений законодательства, определяющих их взаимоотношения с потребителями. Но, с другой стороны, главной причиной роста обращений можно считать и повышение потребительской грамотности населения. Люди стали больше интересоваться законодательством в области защиты прав потребителей и стараются использовать все средства, чтобы отстоять свои интересы.
В большинстве случаев потребитель обращается за помощью в случае покупки товара ненадлежащего качества. Есть жалобы на грубость продавцов и на работу торговых сетей («Магнит», «Эльдорадо»). Анализ показал, что чаще всего население жалуется на покупку некачественных сотовых телефонов, сложной бытовой техники.
Если в 2005 году в администрацию города Шумерля по разным недостаткам телефонов обратились 15 человек, в 2006 году — уже свыше 20 человек. Столь существенное увеличение количества обращений произошло по двум причинам: во-первых, рост количества реализуемых телефонов (в связи с открытием новых салонов связи), во-вторых, нежелание продавцов конструктивно работать со своими потребителями. Сегодня это в основном те отказы, которые не имеют под собой никакой юридической основы. И таких отказов много. Как же решаются возникшие с приобретенным товаром ненадлежащего качества проблемы?
Во-первых, сам факт обращения в комиссию по защите прав потребителей говорит о том, что потребитель не смог самостоятельно решить проблему в торговой точке, продавшей ему товар. Во-вторых, если претензии потребителя приняты и выслушаны, то продавцы навязывают ему свои пути разрешения проблемы, например, самовольный ремонт товара. Согласно ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае обнаружения недостатка товара потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. Часто продавцы отказываются вернуть деньги, утверждая, что мобильные телефоны относятся к технически сложным товарам, и потребитель не имеет права при отсутствии в этом товаре существенного недостатка отказываться от договора купли-продажи. Нужно знать: к мобильным телефонам это не относится, они не входят в утвержденный постановлением Правительства перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков.
Здесь потребителю (покупателю) необходимо понимать, что продавец несет ответственность только в том случае, если товар пришел в негодность при отсутствии вины покупателя. Существуют правила эксплуатации мобильных телефонных аппаратов, и если покупатель их нарушал, в результате чего вещь пришла в негодность, продавец не обязан удовлетворять его требования по замене товара (ремонту, возврату денежных средств).
В случае же ненадлежащего качества товара потребитель (покупатель) вправе самостоятельно определить свои требования к продавцу товара ненадлежащего качества и выбрать, что для него предпочтительнее – отремонтировать неисправный аппарат, заменить его или получить назад деньги. И нередко можно наблюдать, как, пользуясь незнанием потребителем закона, продавец (иногда успешно) пытается навязать свою волю. Анализ обращений показывает, что проявление недостатков в большинстве случаев происходит на начальной стадии эксплуатации сотовых телефонов, т. е. в период действия гарантии. Большинство обратившихся жаловались на отсутствие или неисправность заявленных функций телефонов, пропадание звука во время разговора, длительный ремонт, отказ в замене или возврате денег (навязывание ремонта), быструю разрядку аккумуляторной батареи и др. Считаю, что продавцам не стоит торопиться отказывать потребителю, даже если он изложил свои требования в устной форме. Закон всегда на стороне потребителя, и нет смысла отстаивать свои права в ситуации, когда требования потребителя справедливы. А чтобы вернуть деньги за некачественный товар, следует прежде всего обратиться к продавцу в письменной форме. Это может быть заявление или претензия, составленная в двух экземплярах. В ней необходимо перечислить обнаруженные недостатки, изложить свои требования и указать срок ответа на претензию. При возврате покупателю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного его использования, потери товарного вида или других подобных обстоятельств.
Следующий, не всегда решаемый вопрос, - отказ потребителю в предоставлении ему безвозмездно аналогичного товара на период ремонта или замены. Так вот, в соответствии с законом, потребитель имеет полное право потребовать в магазине на период ремонта другой мобильный телефон, ссылаясь на статьи 20 и 21 Закона «О защите прав потребителей». Продавец обязан выполнить это требование, а потребителя не должно заботить, есть у него этот подменный товар или нет. Невыполнение этого требования влечет выплату неустойки.
В некоторых салонах покупателей уговаривают сдать неисправный телефон на экспертизу. Действительно, такое положение в законе есть (п.5 ст.18). Но далеко не все знают, что потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. Если он не согласен с заключением экспертов, то имеет право оспорить его в судебном порядке или провести независимую экспертизу.
В заключение хочется сказать, что закон о защите прав потребителей необходимо знать каждому, умело его применять, отстаивая свои права. При покупке внимательно осматривайте товар, оговаривайте условия хранения, гарантийные обязательства. В случае возникновения спорных вопросов комиссия по защите прав потребителей города Шумерля готова помочь в решении конфликта, разъяснить права гражданам.
Звоните по телефону 5-28-16 либо приходите по адресу: г.Шумерля, ул. Октябрьская, дом 20, кабинет 35.