13:48 В рамках реализации национального проекта «Образование»: один из лучших учителей Чувашии

С 1986 г. работает в МОУ «СОШ №2» города Шумерля Татьяна Алексеевна Кутырёва, учитель истории и обществознания.
В этом году она стала одним из лучших учителей Чувашии, победив в конкурсе в рамках национального проекта «Образование».
Ученики школы встретились с Татьяной Алексеевной и взяли у неё интервью.
- Татьяна Алексеевна, как Вы приняли решение стать учителем и почему из всех школьных предметов выбрали историю?
- Целенаправленно я не готовилась стать учителем, я просто очень любила историю и хотела её изучать, поэтому и поступила не в педагогический институт (да в то время и не было в педагогическом институте Чебоксар такого факультета), а в университет. И уже позднее, когда мы стали изучать методику преподавания, я стала осознавать, что стану учителем.
- Как Вы решили принять участие в конкурсе?
- Принять участие в конкурсе мне предложила администрация школы. Я долго отказывалась, но потом согласилась. А раз я сказала «да», то начала тщательно готовиться.
- Как проходила подготовка к конкурсу?
- Так получилось, что в 2002 г. я получила высшую категорию, стала победителем конкурса «Учитель года». Прошло 5 лет, и нужно было вновь подводить итоги. При подготовке к конкурсу мне нужно было проанализировать всю свою работу, обобщить накопленный опыт, систематизировать весь материал соответственно требованиям и критериям конкурса. Пришлось просмотреть все старые классные журналы, результаты ЕГЭ, проследить динамику развития среднего балла.
- Татьяна Алексеевна, как удается Вам добиваться таких результатов, ведь у Вас не только много победителей предметных олимпиад, различных конкурсов, но и совсем нет неуспевающих?
- Все дело в том, что в своей работе я использую индивидуальный подход ко всем учащимся. Я знаю способности и возможности каждого ученика.
- А если ученик не выучил домашнее задание, не готов к уроку?
- Не готовился дома - учи в классе. Вот тебе учебник, в конце урока спрошу. Но таких ребят, которые не выучили домашнее задание у меня мало, т.к. изучаемый материал они усваивают на уроке. Ведь сейчас в педагогике совершенно поменялся подход к ученику: если раньше он был лишь объектом обучения, то теперь стал субъектом, т.е. теперь учащиеся сами под моим руководством осваивают материал. Для этого я использую нетрадиционные формы урока: уроки – аукционы, уроки – конференции, уроки – диспуты. Так, например, в этом году я проводила урок-презентацию «Мое хобби», на котором ребята с удовольствием рассказывали о своих увлечениях, приносили свои работы, показывали их одноклассникам. Я в своей работе опираюсь на систему развивающего обучения Селевко, в основе которой лежит инициатива ребят. На моих уроках все делают дети: придумывают сценарии, оформляют класс. В результате появляется и интерес к предмету, и изучаемый материал запоминается легче.
Но эту систему можно использовать лишь на уроках истории. На уроках права я стараюсь придерживаться традиционных форм урока, где ведущую роль играет учитель, хотя и на этих уроках мы пишем сочинение-рассуждение на темы «Мой двор или моя улица». Сейчас очень много говорят о проектной деятельности. С помощью проектов можно очень интересно организовать работу детей. Сначала ребята ставят цель, планируют свою деятельность, разбиваются на группы (каждая группа работает над своей частью проекта) и добиваются общего результата.
Так, в прошлом году ученики 10 А класса работали над проектом «Моя программа в подготовке по ЕГЭ».
Добиваться побед в олимпиадах, различных конкурсах мне помогают кружковая работа. Первый краеведческий кружок начал действовать еще в 1995 году, и нам удалось собрать немало материалов для школьного музея
- Вы ведете в школе историю, обществознание и право, а какой предмет Вам нравится преподавать больше?
- Несмотря на то, что я очень люблю историю, в последнее время преподавать право мне нравится больше, наверное, потому, что этот предмет мне тяжелее достался. После распада СССР один год этого предмета не было совсем. А затем, когда он вновь вернулся, в школе не стало необходимых учебников. Те, что были в советское время, не подходили, а новые – еще не были изданы. Поэтому в 90-е годы многое приходилось искать самой, брать материал из газет, журналов и давать ученикам под запись.
- Интересуется ли современные ли ученики политикой? И как Вы отвечаете на их вопросы о событиях, происходящих в настоящее время?
- К сожалению, нынешние ученики меньше интересуются политикой и о событиях, происходящих сейчас у нас не получается с ними дискуссии.
А на их вопросы я не спешу отвечать, ведь история – это такой предмет, для которого нужно время. И чтобы оценить то или иное событие правильно, не нужно торопиться с выводами.
- Вы работаете в школе с 1986 года. Сколько выпусков было у Вас? И как могли бы Вы охарактеризовать современных детей?
- У меня было два полных выпуска, сейчас я классный руководитель 7 класса. А сказать о современных детях, стали ли они лучше или хуже, нельзя. Просто, они стали другими. Более раскованными, более свободными.
- Татьяна Алексеевна, какие у Вас планы на будущее?
- На будущее... Я, наверное, уже достигла своих вершин, теперь бы удержать планку. А вообще-то хотелось бы в предстоящем учебном году принять участие в дистанционной олимпиаде.