«Лишь слову жизнь дана» (К Году русского языка в России)
2007 год, объявленный Годом русского языка, необходимо было ознаменовать событием, которое высветило бы работу школ города в области изучения и пропаганды русского языка.
Любите ли вы свой язык? Этот вопрос я не рискну задавать никому, тем более ученикам, у которых русский язык любимым предметом является в редком исключении.
Вполне понятно: «великий, могучий, правдивый и свободный» наш язык заслужил право самому выбирать, кому отдавать предпочтения. Каков же должен быть человек, чтобы свои симпатии отдал ему язык, о котором великие (и не только русские!) говорят исключительно в превосходной степени?!
Вот почему не примитивная любовь к языку, а чувство собственной сопричастности к жизни языка должно побуждать нас в такой особенный год задуматься над вопросом: мы получили в наследство богатый язык, а в наших руках он гибнет или преумножает свои достоинства? Вопрос не праздный не только для учителей русского языка, но и для всех его носителей, ибо язык – это паспорт каждого, это визитная карточка нации, это «достояние», «опора и надежда» (Тургенев) России.
Все эти мысли побудили провести для учеников города Форум русского языка. Такая форма выбрана не случайно. Массовость, праздничность, торжественность, содержательность, яркость – все эти отличительные признаки Форума позволили обратиться именно к этой форме проведения. В Год русского языка о языке – только торжественно, празднично, ярко, содержательно!
12 октября (кстати, именно в этот день Колумб открыл Америку!) в 11 часов в актовом зале гимназии №8 раздался чистый голос трубы. Первыми тактами «Гаудеамуса» руководитель школьного духового оркестра С.И. Иванов возвестил начало праздничного действа. Атмосфера торжественности окрасилась мягким юмором, как только на сцене появилась вокальная группа девочек, и в исполнении наших «ученых дам» прозвучал «Гимн русскому языку».
Контакт со зрителем установился сразу, т.к. среди них не было людей случайных. Сюда пришли и приехали из Чебоксар, Красных Четай те, для кого русский язык не скучная обязанность школьной программы, а те, для кого это предмет поклонения, уважения, глубокого изучения.
а сцене три портрета: М.В. Ломоносова, В.И. Даля, Л.В. Щерби. Приветствуя собравшихся, ученица 10 класса Ксения Демьянова, председатель научного общества обучающихся «Интеграл», обратила внимание на то, что эти портреты создают эффект присутствия тех, кто определил развитие русского языка: Ломоносов (XVIII в.) – автор первой научной грамматики, Даль - автор уникального по своему богатству словаря, Щерба (XX в.) – академик, соединивший науку со школьной практикой.
Услышать об этом из уст ученицы было особенно ценно: ради молодого поколения устраивался Форум, следовательно, молодым осмысливать богатое наследие прошлого и его роль в своей жизни.
В конце выступления Ксения пожелала участникам возможных открытий. Очевидно, для многих таким первым открытием стал учитель истории и права гимназии №8 П.П. Галанюк, с выступления которого началось пленарное заседание. Тема его выступления «Откуда есть пошел язык русский? (к вопросу о преимуществах церковнославянского языка)». Редкое сочетание: учитель истории, русский язык, его исток – церковнославянский язык. Это ли не повод для открытия? Петр Петрович – молодой преподаватель, влюбленный… в слово. Как важно было это видеть, слышать, наблюдать: учитель нового поколения, пришедшего в школу в XXI веке, - образец живой мысли, владения устным и письменным словом, которое способно соединить нашу историю, литературу и язык.
Форум замышлялся как марафон школ, где каждая школа должна была показать свою индивидуальную, отличающуюся от других работу по изучению и пропаганде языка. Язык – явление объединяющее – он и объединил нас на Форуме. Язык – явление индивидуализирующее. Это и должна была показать каждая школа в своем выступлении.
К чести школ нужно отнести то, как неповторимо, интересно и оригинально каждая команда представила свое направление в работе с русским языком. Это было не соперничество, не дуэль, а единый ансамбль, в который каждый из участников внес свою посильную лепту.
Гимназия №8 была инициатором проведения Форума, поэтому выступление гимназистов открыло школьный марафон. Эпиграф, предваряющий их программу, определил то направление, которое отличает работу с языком в гимназии: «Наука – исследовательская возбуждает в уме силу вглядываться в язык» (И.И. Срезневский).
Две части выступления были объединены идеей интеграции: в первой части ребята показали свою работу над проблемой художественного перевода, во второй – комплексный анализ текста.
Занимаясь проблемой художественного перевода, ученики постигают тайны языков через их взаимодействие: русский – английский, русский – французский. Именно эта взаимосвязь и была показана на Форуме. Занимаясь этой проблемой, ребята убеждаются в том, что диалог культур позволяет почувствовать, понять, услышать другого человека.
Вторая часть выступления – анализ художественного текста с точки зрения литературоведа, лингвиста, искусствоведа. Подобный анализ – явление редкое не только в школьной практике.
Шестая школа вернула слушателей к истокам русской культуры, русского языка. «Культурные традиции народа как средство воспитания любви к родному языку» - так назвали свою программу ученики школы №6, доказали, что изучение языка через фольклорные жанры – это всегда обретение мудрости и обогащение метким, отточенным словом. «Лишь слову жизнь дана» (И. Бунин) – убеждаешься в этом всякий раз, когда соприкасаешься с фольклором. Ученики шестой школы доказали это, втягивая зрительный зал в участие своего спектакля.
Третья школа эти слова Бунина сделала темой своего выступления, в котором музей стал средством воспитания памяти, благодарности, нравственности, уважения к истории школы, а теперь как оказалось, и языковых традиций. Ведь музей накопил богатый материал о тех, кто стоял у истоков школы, способствовал ее росту, кто делал ей имя. И среди них – учителя русского языка и литературы: Е.В. Смирнова и К.А. Кирель – ветераны педагогического труда, немало сделавшие, чтобы слово в третьей школе не просто звучало, а «животрепетало» (спасибо Гоголю за меткое слово!), ибо в противном случае не получилось бы такой вдохновенной композиции о слове, какую показали ученики школы №3.
Если Е.В. Смирнова – достояние третьей школы, то Л.Р. Кочеткова – достояние второй школы. Не случайно устный журнал, представленный школой №2, завершился знакомством с Лидией Романовной. Она прочитала свое стихотворение «Третий вагон». Внимая ей, зал переполнился благодарностью учителю, чья любовь к русскому слову носит отнюдь не отвлеченный характер, ибо об учителе, пишущем стихи, мы говорим: он владеет словом.
Когда эстафета перешла к первой школе, никто не сомневался, что ее слово будет ярким, эффектным, праздничным, сатиричным. В этой школе – свой театр – единственный в городе школьный театр, которым руководит учительница русского языка и литературы Е.А. Дроздова. Учителя предварили выступление юных актеров сообщением о роли театра в учебном процессе школы и о значимости слова, звучащего со сцены, для воспитания и самовыражения учеников. Выступление ребят заворожило зал и преподнесло урок трепетного отношения к слову.
Марафон закончен. Каждая школа не просто расписалась в любви к русскому языку, но показала свою индивидуальность в приобщении учеников к тайнам, загадкам, богатству, красоте и силе русского языка.
За окном XXI век, а потому электронные презентации сопровождали выступления каждой школы, помогая слову звучащему обрести наглядность и зрелищность.
Именно в этот же день в гимназии состоялась публичная защита выпускных работ слушателей курсов повышения квалификации по образовательной программе «Обучение организации эффективной работы по использованию учащимися информационно-коммунакационных технологий (в рамках программы Intel)».
Мультимедийные презентации к докладам и выступлениям – лучшее доказательство того, что информационно-коммуникационные технологии – закон времени, и учителя – его ревностные исполнители.
Вторая часть Форума – работа секций: русского языка, литературы (идет международный год чтения), интеграции русского языка и литературы.
Закономерность конференции внутри Форума очевидна, т.к. где как не на конференции показать результат работы ребят с повышенной мотивацией к учению. Юных исследователей в области русского языка и литературы в нашем городе уже достаточно. Возьмем статистику за три года: было защищено на конференциях разного уровня 21 работа по русскому языку и 44 работы по литературе.
Как не показать эту сторону изучения языка на Форуме? Интерес к исследовательской практике, ораторскому мастерству и духу соревновательности у ребят не угасает. Вот имена победителей:
в секции русского языка:
I место – Людмила Романова (школа №6, 7б класс) – руководитель Л.Л. Иванова, учительница русского языка;
II место – Людмила Сивохина (школа №2, 9а класс) – руководитель М.С. Логинова, учительница русского языка;
Кристина Антонова (гимназия №8, 10б класс) – руководитель П.П. Галанюк , учитель истории и права;
III место – Андрей Ватолин (школа №1, 6б класс) – руководитель Е.А. Федулова, учительница русского языка;
в секции литературы:
I место – Ксения Демьянова (гимназия №8, 10б класс);
II место – Наталья Яцкевич (гимназия №8, 9а класс);
III место – Наталья Трофимова (гимназия №8, 11а класс).
Все они ученицы П.П. Галанюка, учителя истории и права. Блистательная победа!
в секции интеграции русского языка и литературы:
I место – Екатерина Купонова (гимназия №8, 10б класс);
II место – Павел Лещанов (гимназия №8); оба ученики З.В. Шурыгиной, учительницы русского языка и литературы;
III место – Людмила Яриванова и Татьяна Костина (школа №1, 6 класс) – руководитель Т.Н. Никонова, учительница русского языка и литературы.
Любая победа – это открытие. И как не вспомнить К. Демьянову, которая в своем приветствии пообещала участникам возможность открытий. Но, пожалуй, самым ярким открытием стал телемост, который работал на секции литературы. Такое в Шумерле в работе конференции произошло впервые. И мы убедились в том, что информационно-коммуникационная технология - не дань моде, а расширение возможности общения, получения информации и приобщения к миру идей и новых форм работы.
На телемост с нашей гимназией вступила гимназия №1 г. Мариинского Посада. Интерес, который вызвали выступления участников секции, превзошел наши ожидания. Вопросы-ответы... Сокращались расстояния, сближались школы, скрещивались мнения… Год русского языка объединял города, школы, людей.
Мы смотрим на наступивший век с опаской, порой, с неодобрением, иногда с тревогой, но вот налицо неограниченные возможности нового века. Наш язык объединяет нас через расстояния, и в этом залог нашего существования и развития, ибо «единственно верный путь процветания народа – это понимание и сохранение родного языка – животворящего истока национального характера, народного просвещения и государственности». Издревле народ на Руси называли языком. У летописца Нестора (XI в.) нет даже слов «народ», «племя», а только – «язык». Народ и язык – понятия, нераздельно слитые… Язык - среда обитания народа… Исчезнет он – исчезнет нация, - пишет учительница русского языка Е. Альянова из Подольска.
Вот почему, поставив заключительный аккорд Форума, ученики школы искусств гимназии №8 назвали свой концерт словами чувашского поэта В. Давыдова-Анатри: «Родной язык! Теперь на нем мы славу Родине поем!»
Наш праздник, посвященный русскому языку, прошел в непростое для языка время, т.к. безграмотность стала национальным бедствием. И это как никто другой понимают учителя русского языка. Каждый день в их жизни – сражение с русскими, теряющими свой язык. Однако пока есть такие учителя, для которых русский язык не просто составляющая учебного процесса, а часть национальной культуры, пока есть такие ученики, для которых Форум русского языка – событие в их жизни, пока есть такие родители, которые понимают роль таких мероприятий, языку не грозит вымирание. И город это доказал.