г. Шумерля Чувашской Республики

Наркотики: мода или интерес?

Психологические и социальные факторы приобщения детей и подростков к наркотическим веществам.

Мотивация наркопотребления первоначально во многом связана с удовлетворением потребности молодых людей в изменении своего эмоционально-психологического состояния. Как известно, одна из функций психоактивных веществ состоит в том, что они, воздействуя на нервную систему, стимулируют ее активность. Дефицит добра и любви в переходном возрасте с его идеализацией, дегуманизацией и рационализацией человеческих отношений острее всего ощущает именно молодежь. В поисках новых впечатлений и компенсации этого дефицита молодые люди, увы, не всегда находят теплые отношения в семье, в дружеском окружении, в любовных связях. В результате эти обстоятельства могут определенно провоцировать обращения к миру наркотиков с целью забвения и иллюзорного восприятия действительности.

Вот 7 ключевых психологических факторов приобщения к наркотическим средствам:

1. Фактор интереса. Проба ПАВ вызвана интересом к необычным и острым ощущениям.

2. Фактор легкомыслия. Легкомысленность по отношению к алкоголю, наркотикам, токсическим веществам также приводит к наркотическим дегустациям.

3. Гедонистический фактор. Молодежь рассматривает употребление ПАВ как удовлетворение, кайф, эйфорию, которые нельзя получить другими способами. Возраст, в котором страсть к удовольствиям естественна, способствует активному поиску новых, в том числе и наркотических, наслаждений. При этом большинство молодых людей, употребляющих ПАВ, воспринимают их как нормальный атрибут тусовки, приносящий удовольствие, повышающий активность и настроение.

4. Фактор самоутверждения. Желание испытать себя в юном возрасте, невзирая на риск.

5. Эгалитарный фактор. Желание быть как все, чтобы не выглядеть белой вороной.

6. Фактор одиночества и скуки. Некоторые молодые люди не могут найти микросоциальную среду и ищут ее замещение в обращении к наркотикам.

7. Фактор ухода. Большинство молодых людей понимают, что психоактивные вещества не решают их проблем. И, тем не менее, определенная часть молодежи обращается к наркопотреблению как к способу адаптации к проблемной ситуации и снятия вызванной ею психологической нагрузки.

Социальные факторы приобщения молодежи к наркотическим средствам:

1. Фактор улицы. Вовлечение в наркотизацию происходит чаще всего в ходе социальных контактов, которые молодые люди находят в неформальной среде друзей, уличного окружения. Уличное окружение, дворовая среда оказывают наиболее сильное воздействие на решение молодых людей попробовать наркотики. Наркотики помогают завязать отношения со сверстниками, способствуют субкультурой идентичности и усилению групповой сплоченности.

2. Фактор моды. В определенных кругах молодежной среды употребление ПАВ, особенно легких, является модным.

3. Фактор доступности. ПАВ общедоступны и хорошо известны молодым людям. Этот фактор во многом зависит от личного опыта потребления алкоголя, наркотических веществ, возраста подростка и его контакта с уличной средой, в которой употребление является поведенческой нормой.

4. Фактор конфликтов в семье и непонимания близких, проблемная семья.

5. Фактор неорганизованности досуга. Молодежь предоставлена сама себе в силу недостаточной организации молодежного досуга.

Как видим, ключевым психологическим фактором приобщения к миру ПАВ в молодежной среде является интерес к необычным и острым ощущениям, которые вызывает их употребление. Основным социальным фактором выступают уличное окружение, дружеские компании, где потребление стало привычной групповой нормой. Дифференцированное действие психологических и социальных факторов определят механизм приобщения потребления алкогольных и наркотических веществ.

 



"Вперед" (Шумерлинская общественно-политическая газета)
08 декабря 2007
00:00
Поделиться
;