Первые путешествия в мир самостоятельных исследований в МДОУ д/с №1 «Золотой ключик» города Шумерли

Большой акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей делают воспитатели в МДОУ д/с № 1 «Золотой ключик» города Шумерля. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и
«почему?». Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, где в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской деятельности детей выделяется деятельность экспериментирования. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В ДОУ проводилась большая подготовительная работа по созданию уголков экспериментирования, созданию научно-исследовательской лаборатории дошкольников. Во всех группах ДОУ в настоящее время созданы уголки экспериментирования.
Все материалы, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы.
Так, с детьми воспитатель Л.А.Рябкина провела опыт по развитию экспериментальной деятельности у детей младшей группы «Что плавает, а что тонет?». Дети наблюдали за резиновыми, деревянными и бумажными игрушками, на основе поисковых вопросов сделали простейшие умозаключения: какие предметы тонут, а какие плавают. Большую радость, удивление и даже восторг воспитанники испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают чувство удовлетворения от проделанной работы. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.